Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Местные органы власти. По состоянию на 1995, Молдавия состояла из 40 районов, которые управлялись районными советами, избранными в ходе выборов в местные органы власти. Каждый совет выбирал из своих членов исполнительный комитет. Председатель исполнительного комитета являлся главой исполнительной власти в районе. Города и села имели аналогичное административное устройство. С начала 1999 в парламенте рассматривался вопрос о новом административном делении республики. В результате страна была разделена на 9 уездов и более мелкие административные единицы муниципии. 23 мая 1999 выборы в местные органы власти впервые прошли на основе новой схемы административно-территориального деления, причем полномочия местных органов власти значительно расширились. Населенный в основном болгарами бывший Тараклийский район отказался от участия в выборах, поскольку просьба о сохранении его самостоятельного статуса не была удовлетворена. Политические организации. Программы и цели политических партий и движений в Молдавии после провозглашения независимости поражают своим разнообразием. Наиболее многочисленной политической организацией в течение непродолжительного времени являлся Народный фронт, сформировавшийся в июне 1989. Он возник с целью поддержки демократических реформ в интересах большинства населения молдаван. Народный фронт одержал победу на выборах 1990 и получил большинство мест в парламенте. Он был хорошо организован по национальному признаку, но располагал прочными позициями только в Кишиневе и районах, где большинство населения составляли молдаване. На своем третьем съезде в феврале 1992 Народный фронт четко провозгласил курс на объединение с Румынией и изменил название на Христианско-демократический Народный фронт (ХДНФ). Коммунистическая партия Молдавии (КПМ) доминировала в политической жизни республики с самого ее возникновения в 1940 вплоть до 1990, однако после демократических выборов стала стремительно терять свои позиции. В августе 1991 КПМ была объявлена вне закона, но продолжила свою деятельность в Приднестровье, где большинство населения составляют русские и украинцы. Она отказалась признать легитимность Республики Молдова. В 1994 Коммунистическая партия была возрождена и получила название Партия коммунистов Молдавии (ПКМ). В период между декларацией о независимости Молдавии (август 1991) и парламентскими выборами (февраль 1994) возникли новые партии: Аграрная демократическая партия (АДП), Социалистическая партия (СП), Партия демократических сил и др. АДП сформировалась в 1991 как партия руководителей колхозов и предприятий аграрно-промышленного комплекса. Она имеет опору в сельской местности и ориентируется главным образом на молдаван. СП, непосредственная наследница КПМ, пользуется поддержкой среди городских рабочих и пенсионеров. Активно действует и ПКМ, лидер которой вел в мае 1999 борьбу за пост мэра (примара) Кишинева. Партия демократических сил поддерживает концепцию объединения с Румынией в долгосрочной перспективе. Партия реформ также поддерживает объединение с Румынией. Социал-демократическая партия, созданная в 1990, разделяет умеренные взгляды на независимость и близка к социал-демократическим партиям Западной Европы. Она находится в оппозиции к этническому экстремизму. Ее лидеры выходцы преимущественно из государственных чиновников-технократов и городской интеллигенции. В 19911992 была создана гагаузская политическая организация партия Гагаузский народ, выступающая за независимость южных районов страны, где сконцентрировано гагаузское население. Деятельность этой партии была запрещена властями. В 1994 в ходе выборной кампании была основана Гагаузская народная партия, которая призывает к созданию независимой Гагаузской Республики. В 1998 она не получила ни одного места в парламенте. Динамика политической жизни. Начиная с 1990 Молдавия сталкивалась с острыми социальными и политическими проблемами. Пестрый этнический состав страны и политическое наследие советского периода создали крайне тяжелую ситуацию. Появились требования объединения страны с Румынией, что, однако, не встретило поддержки со стороны большинства населения. В 1991 вспыхнули широкомасштабные боевые действия между правительственными войсками и силами, выступающими за автономию Приднестровья. В конце 1992 начале 1993 произошла перегруппировка политических организаций, что сопровождалось снижением влияния Народного фронта, а коалиция из депутатов-аграриев и бывших коммунистов (членов фракции независимых депутатов) заняла доминирующую позицию в парламенте. В феврале 1994 состоялись парламентские выборы. АДП набрала 43,2% голосов и получила в парламенте абсолютное большинство (56 из 104 мест). Социалистический блок, включавший партии-союзницы аграриев, добился поддержки 22% голосов избирателей и занял 28 мест. Молдавские национальные (прорумынские) партии потерпели серьезное поражение. Более умеренные сторонники этих партий оказались в лучшем положении. Блок крестьянства и интеллигенции получил 9,2% голосов (11 мест), а ХДНФ 7,5% голосов (9 мест). В начале 1994 парламент принял новую конституцию, которая вступила в действие 29 июля 1994. Придя к власти, аграрии предприняли шаги к разрешению межэтнических конфликтов. Стремление к автономии со стороны гагаузов в середине 1994 было удовлетворено. Существенный прогресс был также достигнут в отношениях со сторонниками автономии Приднестровья.В 1998 на парламентских выборах ПКМ добилась больших успехов, используя растущее недовольство ходом экономических реформ, проводимых правительством АДП. |
|