Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
МОЛДАВИЯ, |
МОЛДАВИЯ,
Республика Молдова, государство в Юго-Восточной Европе. «Молдова» румынское название исторической области Молдавия, лишь небольшая ее часть находится в пределах рассматриваемой республики, а бльшая (западная) часть в Румынии. Площадь республики 33,7 тыс. кв. км. Она граничит на западе с Румынией, на севере, востоке и юге с Украиной. Столица Кишинев. До 1940 бльшая часть территории нынешней Республики Молдова входила в состав исторической области Бессарабия, завоеванной в 16 в. турками, а в 1812 вошедшей в состав России. В 1918 была включена в состав Румынии. В 1940 Румыния уступила Бессарабию СССР. Бессарабия после некоторых изменений границ была преобразована в Молдавскую Советскую Социалистическую Республику (МССР), а последняя в мае 1990 в Республику Молдова. 27 августа 1991 Молдавия провозгласила свою независимость.
Самые большие реки Днестр и Прут начинаются в предгорьях Карпат на Украине. Днестр течет на протяжении 657 км вдоль восточной окраины страны и на значительном протяжении образует государственную границу. Прут образует западную границу длиной в 695 км. Обе реки текут на юг и впадают в Черное море. Среди прочих рек выделяются Реут, Бык, Чугур и Сарата. Климат Молдавии умеренно континентальный. Лето теплое и продолжительное со средней температурой июля 24 ° С; зимы холодные и сухие (средняя температура января 4° С). Среднее годовое количество осадков варьирует от 600 мм на севере до 400 мм на юге, максимум приходится на май-июнь и октябрь.На территории Молдавии широко распространены черноземы. В естественном растительном покрове преобладает степная растительность. Только 6% территории покрыты лесами, состоящими из дуба, бука, ясеня и липы. В степях обитают многочисленные грызуны, главным образом мыши и хомяки, в лесах косули, кабаны, лисицы, барсуки, ласки. В составе орнитофауны преобладают жаворонки, сойки, ястребы, совы и утки. В этническом отношении население Молдавии неоднородно. По переписи 1989, самой многочисленной этнической группой были молдаване, около 2795 тыс. человек или 64,4% всего населения. Молдаване причисляют себя к румынам. Они говорят на румынском языке и имеют общую культуру и историю с жителями румынской части исторической области Молдавия. Другие этнические группы украинцы (600 тыс. человек, или 13,8%); русские (562 тыс., 12,9%); гагаузы (153 тыс., 3,5%); болгары (88 тыс., 2,0%) и евреи (50 тыс., 1,1%). Религия. Преобладающая религия православное христианство. Большинство молдаван принадлежит к Бессарабской православной церкви (с центром в Бельцах). Есть также приверженцы Молдавской православной церкви с центром в Кишиневе. Славянские меньшинства и гагаузы тоже православные христиане. Города. Крупнейший город и столица Молдавии Кишинев (734,2 тыс. жителей в 1995), расположен в центре страны. Более 50% населения составляют молдаване, 25% русские, 13% украинцы. Это самый крупный промышленный центр Молдавии.Второй по величине город Тирасполь (203,7 тыс. жителей в 1995) находится на левом берегу р.Днестр. Молдаване составляют здесь 18% населения, тогда как русские 41%, а украинцы 32%. Это важный административный, транспортный и промышленный центр. Среди других крупных городов выделяются Бельцы (156,7 тыс. жителей) и Бендеры (Тигина, 136,6 тыс.). В обоих городах молдаване составляют меньшинство населения. В конце 1992 начале 1993 произошла перегруппировка политических организаций, что сопровождалось снижением влияния Народного фронта, а коалиция из депутатов-аграриев и бывших коммунистов (членов фракции независимых депутатов) заняла доминирующую позицию в парламенте. В феврале 1994 состоялись парламентские выборы. АДП набрала 43,2% голосов и получила в парламенте абсолютное большинство (56 из 104 мест). Социалистический блок, включавший партии-союзницы аграриев, добился поддержки 22% голосов избирателей и занял 28 мест. Молдавские национальные (прорумынские) партии потерпели серьезное поражение. Более умеренные сторонники этих партий оказались в лучшем положении. Блок крестьянства и интеллигенции получил 9,2% голосов (11 мест), а ХДНФ 7,5% голосов (9 мест). В начале 1994 парламент принял новую конституцию, которая вступила в действие 29 июля 1994. Придя к власти, аграрии предприняли шаги к разрешению межэтнических конфликтов. Стремление к автономии со стороны гагаузов в середине 1994 было удовлетворено. Существенный прогресс был также достигнут в отношениях со сторонниками автономии Приднестровья.В 1998 на парламентских выборах ПКМ добилась больших успехов, используя растущее недовольство ходом экономических реформ, проводимых правительством АДП. Судебная система. По конституции 1994, судебная система состоит из Высшей судебной палаты, Апелляционной палаты, подчиненных им районных и городских судов, Экономического суда, Высшего совета магистратуры, прокуратуры и Конституционного суда. Высший совет магистратуры состоит из 11 магистратов со сроком полномочий 5 лет. В Высший совет магистратуры входят председатели Высшей судебной и Апелляционной палат, Экономического суда, министр юстиции, Генеральный прокурор, а также шесть выборных членов (трое магистратов избираются тайным голосованием объединенными коллегиями Высшей судебной палаты, трое парламентом из числа штатных профессоров). Этот совет несет ответственность за назначение, перемещение и снятие судей. Прокуратура контролируется Генеральным прокурором, назначаемым парламентом, и осуществляет надзор за исполнением законов органами публичного управления, юридическими и физическими лицами и их объединениями, защищает законность, права и свободы граждан, содействует осуществлению правосудия. Конституционный суд состоит из шести судей, двое из которых назначаются президентом, двое парламентом, двое Высшим советом магистратуры. Судьи Конституционного суда назначаются на шестилетний срок. Он является единственным органом конституционной юрисдикции. Полиция и вооруженные силы. Полиция подчиняется Министерству внутренних дел, вооруженные силы Министерству обороны. Существует вооруженный полицейский корпус, состоящий примерно из 4 тыс. человек. Первоначально в течение непродолжительного времени был введен в действие проект двухлетней военной службы для мужчин, достигших 18 лет, а в дальнейшем предусматривался переход к небольшой армии на контрактной основе. Однако, когда в начале 1991 вспыхнули боевые действия между сторонниками национальной государственности и региональными сепаратистами, была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. В 1998 срок прохождения обязательной военной службы был сокращен до 18 месяцев. Боеспособные вооруженные силы насчитывали, по оценкам 1997, немногим более 11 тыс. человек. Число резервистов, которые могут быть призваны в ряды вооруженных сил, ок. 300 тыс. В 1998 пригодными к военной службе считались более 1145 тыс. человек. После визита в январе 1999 в Кишинев генерального секретаря НАТО было принято решение о сокращении численности армии с 10 тыс. до 6,5 тыс. Внешняя политика. Конституция 1994 подтвердила статус Молдавии как нейтральной страны. Внешнеполитическая деятельность Молдавии осложнялась из-за ее географического положения, особенностей исторического развития и непрекращавшихся внутренних межэтнических конфликтов. Главные дипломатические усилия направлялись на разрешение конфликта в Приднестровье и на стабилизацию отношений с региональными органами власти.В Приднестровье во время боевых операций подразделения 14-й российской армии использовали тяжелую боевую технику и одержали победу на ключевых направлениях. Соглашение о прекращении огня, достигнутое в июле 1992, положило конец войне, но не привело к окончательному разрешению конфликта. В августе 1994 правительства России и Молдавии подписали соглашение о постепенном выводе 14-й армии. Молдавия обязалась найти политическое решение конфликта. Это решение впоследствии было подтверждено меморандумом от 8 мая 1997. В апреле 1999 были установлены сроки вывода войск. Румыния была первым государством, признавшим Республику Молдова. Тесное сотрудничество с Румынией поощрялось лидерами Народного фронта. Однако спустя некоторое время, особенно после выборов 1994, отношения между странами ухудшились. Перспектива объединения, неприемлемая для русского и гагаузского меньшинств, послужила основной причиной для обострения межэтнического конфликта. Националистические элементы в Румынии расценили уступки сторонникам автономии как свидетельство пророссийской ориентации. Соответственно оппозиция румынскому вмешательству в дела Молдавии возросла, а недовольство румынских националистов в связи с отказом от объединения и стремлением Молдавии развивать отношения с Россией привели к волне враждебной риторики в парламенте Румынии. По данным Всемирного банка, в 1995 валовый национальный продукт (ВНП) составлял примерно 3,9 млрд. долл., или 920 долл. в перерасчете на душу населения. В первой половине 1990-х годов ВВП страны ежегодно сокращался. В 1996 правительство выступило инициатором введения трехлетней программы, ориентированной на ускорение перехода к рыночной экономике. Молдавии удалось получить кредиты от МВФ, которые обеспечивали возможность осуществления этой программы. Сельское хозяйство остается наиболее значимой сферой экономической деятельности. Частная собственность на землю была легализована лишь в 1991, однако продажа сельскохозяйственных земель начнется только с 2001. Сельское хозяйство дает более 2/5 объема национального дохода. Мягкий климат и плодородные почвы позволяют выращивать большое число культур. Молдавия крупный производитель винограда и продуктов виноделия. Ее фруктовые сады приносят большие урожаи слив, абрикосов, вишни и персиков. Выращивание фруктов сконцентрировано на севере, в центральных районах и в долине Днестра. Важной коммерческой культурой является табак. В стране повсеместно выращивается сахарная свекла, которая дает сырье для многочисленных сахарных заводов. Подсолнечник выращивается для получения растительного масла. Повсеместно высеваются кукуруза и пшеница; они потребляются на внутреннем рынке, идут на фураж и экспортируются. Производство мяса составляет менее половины общего объема сельскохозяйственного производства. Около половины мясопродуктов приходится на долю свинины, далее следуют говядина, мясо птицы, баранина. Промышленность. В Молдавии развиты некоторые отрасли тяжелой промышленности, возникшие главным образом в советский период, а также легкая и пищевая промышленность. Ведущая отрасль тяжелой промышленности машиностроение, основной продукцией которого являются электромоторы, электро- и сельскохозяйственное оборудование. Имеется химическая промышленность (производство пластмасс, синтетических волокон, красок и лаков), а также строительных материалов и цементная. Среди товаров народного потребления выделяются ткани, одежда, холодильники, мебель, телевизоры, радиоприемники. Большое значение имеет пищевая промышленность. По оценкам МВФ, в Молдавии (за исключением Приднестровья) доля продуктов питания в 1995 составляла 50% от всего производства. Пищевая промышленность выпускает большой ассортимент продуктов, включая консервированные овощи и фрукты (джемы, желе, фруктовые соки), рафинированный сахар и растительное масло. Молдавия славится своими винами, в том числе игристыми и коньяками.Промышленность, включая добычу полезных ископаемых, строительство и производство энергии, в начале 1990-х годов составляла постоянно увеличивающуюся значительную долю в экономике Молдавии, несмотря на общее падение производства. В 1995 на долю промышленности приходилось 36,4% прироста чистого материального продукта. В 1994 в промышленном секторе было занято 19,4% трудоспособного населения страны. Во второй половине 1990-х происходило существенное сокращение промышленного производства. Транспорт. Основные средства сообщения Молдавии железные и автомобильные дороги. Линии железных дорог соединяют главные экономические центры Кишинев, Бендеры, Тирасполь и Бельцы. Они следуют также к Яссам и Галацу в Румынии, в Одессу, Киев и другие города Украины. В 1992 общая длина железных дорог Молдавии составляла 1328 км. Низовья рек Прут и Днестр судоходны, но водный транспорт не имеет большого значения. В 1996 протяженность автомобильных дорог Молдавии достигала 12,3 тыс. км, из них с твердым покрытием 10,4 тыс. Асфальтированные дороги соединяют главные города и являются основным средством сообщения внутри страны. Однако большинство дорог находятся в плохом состоянии, а дефицит бензина осложняет работу автомобильного транспорта. Внешняя торговля. В советский период Молдавия являлась импортером промышленного сырья, промышленных товаров и топлива. Основными статьями экспорта были свежие и переработанные сельскохозяйственные продукты. После обретения независимости объем внешней торговли, ориентированной в значительной степени на страны СНГ, резко сократился, хотя на долю торговли с этими странами приходится более 2/3 общего объема внешнеторговых операций. Основные торговые партнеры Россия, Украина, Румыния, Белоруссия и Германия. В экспорте преобладают сельскохозяйственные продукты (в первую очередь вина и табак), ткани, машины и химическая продукция. Главные статьи импорта нефть, природный газ, уголь, машины, продовольствие. В 1996 торговый дефицит Молдавии достиг 254,1 млн. долл. Экономические реформы. После обретения независимости Молдавия достигла больших успехов в реформировании плановой экономики. В январе 1992 парламент проголосовал за выход из рублевой зоны с целью установления полного контроля над экономикой. В ноябре 1993 в качестве национальной валюты был введен молдавский лей. Легализовалась частная собственность, появился ряд акционерных обществ и совместных предприятий. В январе 1991 принят закон о приватизации. Приватизация основана главным образом на ваучерной системе: каждому гражданину были выданы ваучеры в соответствии с трудовым стажем, которые могут быть использованы при покупке акций приватизированных предприятий. Предполагалось преобразовать колхозы в акционерные общества.Судьба экономических реформ стала неясной после победы ПКМ на парламентских выборах 1998. Коммунисты, выступающие против рыночных преобразований, получили достаточное число голосов в парламенте, чтобы блокировать инициативы президента. Молдавское общество в этническом отношении разнородно. Существуют значительные различия в условиях жизни основных этнических групп. Хотя молдаване составляют значительную долю городского населения, в сельской местности они образуют подавляющее большинство. Только 23% молдаван живет в 10 крупнейших городах. С другой стороны, русские преимущественно горожане, и из них более 72% проживает в 10 крупнейших городах. Украинцы живут в старинных селах и городах (47% украинцев рассредоточено по городам). Гагаузы и болгары сосредоточены на юге, в основном в сельской местности, где они изначально поселились в 19 в. Многие гагаузы проживают в южных городах Комрат и Чадыр-Лунга. Письменные произведения на румынском языке в Молдавии появились еще в 15 в. Выдающимися представителями культуры были ученый и государственный деятель Димитрий Кантемир (16731723), историк и филолог Богдан П.Хашдэу (18381907), писатель Ион Крянгэ (18371889), поэт Михай Эминэску (18501889). Из современных писателей наиболее известны Владимир Бешлягэ (р. 1931), Павел Боцу (19331990), Ион Друцэ (р. 1928), Аурелиу Бусуйок (р. 1928), Николае Дабижа (р. 1948) и Григоре Виеру (р. 1935). Средства массовой информации. В Молдове функционируют несколько радио- и телевизионных станций. Главные правительственные ежедневные газеты «Молдова суверанэ» (Суверенная Молдова) и «Независимая Молдова». Союз писателей Молдавии издает еженедельник «Литература ши Арта» главный печатный орган, освещающий события культуры в стране и за рубежом. Обычаи и праздники. Главные религиозные праздники в Молдавии такие же, как и у других православных народов, Пасха и Рождество. 27 августа отмечается национальный праздник День независимости, а 31 августа национальный праздник «День нашего языка» (в связи с принятием в 1989 Закона о румынскоя языке как государственном).В период российского правления численность населения Бессарабии быстро возросла за счет естественного прироста и притока иммигрантов, главным образом русских и украинцев, а также болгар и гагаузов. В 1918 под влиянием России политические лидеры Бессарабии сформировали национальный совет Сфатул Цэрий. В марте того же года он проголосовал за объединение с Румынией. Советская Россия не признавала этот политический акт. Коммунисты Бессарабии агитировали за объединение с СССР. Советские власти в 1924 создали к востоку от Днестра Молдавскую Автономную Социалистическую Республику, где молдаване составляли меньшинство населения. Это образование вошло в состав Украинской ССР. Столицей Молдавской АССР в 1925 стал город Балта, а в 1929 Тирасполь. В июне 1940 под сильным политическим давлением Румыния уступила Бессарабию СССР. 2 августа 1940 была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика, объединившая б льшую часть Бессарабии и значительную (но не всю) часть Молдавской АССР. Северные и южные районы Бессарабии отошли к Украине.Образование Молдавской ССР сопровождалось значительными социальными и экономическими изменениями. Многие этнические румыны, в основном представители среднего и высшего классов, переселились из Бессарабии в Румынию. В самой Бессарабии в послевоенные годы происходили репрессии, немало людей погибло от голода. Нехватка рабочих рук стимулировала массовую иммиграцию из других советских республик, в основном из России и Украины. В советский период в Молдавии наблюдался значительный экономический рост. Однако большинство молдаван проживало в сельской местности, поэтому у них не было доступа к специальному образованию и квалифицированному труду. Структура занятости среди этнических групп претерпела значительную трансформацию. Немолдаване играли весьма существенную роль в городской экономике, а молдаванам доставались менее престижные и низко оплачиваемые виды деятельности. Такая модель развития в условиях интеграции страны в общесоветскую экономику породила межэтнические конфликты. Утверждалось, что Молдавия и Румыния две разные страны, а молдаване и румыны совершенно разные нации. Эта позиция особенно бросалась в глаза при манипуляциях в вопросе о языке. Согласно официальной советской версии, выработанной еще в 1930-х годах, молдавский язык отличается от румынского, и это аргументировалось прежде всего тем, что в молдавской письменности используется кириллица. В годы Второй мировой войны началась волна новых репрессий против молдаван. Экономическая и политическая элита в 19401941 вслед за присоединением Бессарабии к СССР подверглась репрессиям; новая волна репрессий началась после освобождения региона Советской армией в 1944. В 19461947 Молдавия пережила сильную засуху. Органы советской власти отказывались уменьшить обязательные поставки зерна государству, что привело к голоду и гибели тысяч людей. Сразу после этого бедствия была проведена насильственная коллективизация, более 30 тыс. человек были депортированы. Руководство республикой перешло к представителям немолдавской национальности. Все эти обстоятельства способствовали росту молдавского национального движения, которое усилилось во второй половине 1980-х годов. В середине 1988 известные молдавские писатели активно участвовали в организации Демократического движения поддержки перестройки и потребовали от КПМ принятия законов о демократизации и реформе языка. Основным объектом критики стало засилье русского языка в средствах массовой информации. В 1989, несмотря на уступки правительства, волнения продолжали нарастать. 27 августа 1989 активисты, выступавшие за реформы, предприняли массовую демонстрацию свой силы: в манифестации в центре Кишинева приняли участие свыше 100 тыс. человек. 31 августа Верховный совет Молдавии постановил считать румынский язык государственным языком, как того требовал Народный фронт. Возросшее влияние Народного фронта в сочетании с перспективой достижения полного контроля в управлении государством со стороны молдаван вызвало негативную реакцию у республиканских меньшинств, особенно у русских и менее многочисленных гагаузов. Б льшая часть русских поддерживала «Единство» политическое движение, которое возникло в Приднестровье и отстаивало сохранение русского языка в качестве государственного. Его лидеры обвиняли молдавских национальных лидеров в целенаправленном разжигании межэтнических конфликтов. Ведущая политическая организация гагаузского меньшинства Гагаузский народ в основном поддержала инициативы русских активистов, а также выдвинула предложение, чтобы южные районы, где компактно проживают гагаузы, получили статус автономий с особыми полномочиями, позволяющими защищать их культурные и экономические интересы.Выборы в республиканский Верховный Совет в 1990 привели к дальнейшей поляризации сил. Из списка кандидатов от Народного фронта был избран 101 депутат (27% от общего числа). Почти равный по силе парламентский блок составили представители консервативных движений и национальных меньшинств. Тем не менее Народному фронту при поддержке центристских депутатов удалось взять под контроль более половины голосов в новом законодательном органе. Сторонник Народного фронта Мирча Снегур был избран председателем Верховного Совета (он стал называться президентом республики в сентябре 1991 и являлся единственным кандидатом на президентских выборах в декабре того же года). Ион Хадыркэ, председатель исполнительного совета Народного фронта, стал первым заместителем председателя Верховного Совета МССР. Почти одновременно вспыхнул острый конфликт в рамках законодательной власти. Прошло предложение о восстановлении прежнего молдавского флага, несмотря на активное противодействие оппозиции; против него активно выступили в районах, где проживали национальные меньшинства. В состав правительства, избранного Верховным Советом, вошли преимущественно молдаване, что давало представителям меньшинств минимальную надежду на учет их интересов при решении ключевых вопросов. После ряда силовых столкновений в Кишиневе 100 депутатов, находившихся в оппозиции к Народному фронту, вышли из состава парламента 24 мая 1990. Городские администрации Тирасполя, Бендер и Рыбницы официально объявили о приостановлении действия закона о национальном флаге на подчиненных им территориях. 21 августа 1990 было объявлено о создании Гагаузской ССР, в состав которой вошли пять районов компактного проживания гагаузов. 2 сентября 1993 славяне Приднестровья приняли Декларацию об образовании Приднестровской Молдавской ССР. Напряженность между сторонниками автономии и правительством Молдавии резко возросла. В середине 1992 вооруженные столкновения между правительством и приверженцами автономии достигли кульминации и переросли в гражданскую войну. К концу лета 1992 число погибших в ней превысило 300 человек. Б льшая часть города Бендеры, который стал главным центром конфликта, была разрушена, и тысячи беженцев покинули этот район. После установления перемирия начались переговоры о будущем страны.Конфликт в Приднестровье усилил поляризацию молдавского общества и привел к снижению популярности Народного фронта. Рост неприязни к депутатам Народного фронта, число которых постоянно уменьшалось за счет перехода в оппозиционные партии, привел к тому, что парламент проголосовал за самороспуск и проведение новых выборов 27 февраля 1994. Эти выборы были отмечены резким изменением политического курса отказом от политики, проводившейся на ранних этапах периода независимого развития. Крайне экстремистские прорумынские националистические партии в основном утратили свое политическое влияние, на смену им выдвинулись партии, отстаивавшие национальную независимость. Наибольшую популярность приобрела Аграрная демократическая партия (АРП), за которую отдали голоса 43,2% электората; она получила в парламенте 56 из 104 мест. Социалистический блок, союзник аграриев, получил 28 мест. Прорумынские партии набрали всего 17% голосов. Окончательные результаты выборов незамедлительно сказались на политической жизни Молдавии. Правительство аграриев, имея большинство мест в парламенте, достигло политического консенсуса и немедленно приступило к переориентации внешней и внутренней политики. Власти подписали соглашение с Гагаузией, разрешив тем самым критическую ситуацию, продиктованную стремлением гагаузов к автономии. 23 декабря 1994 парламент Республики Молдова принял закон о территориальной автономии Гагаузии (Гагауз Ери). С 1992 большей автономии добивается южный, населенный в основном болгарами, Тараклийский район. Предпринимались шаги к урегулированию отношений с властями Приднестровья, хотя не столь активные из-за нежелания Тирасполя и Москвы идти на компромисс. 29 июля 1994 была введена в действие новая конституция. Этот документ отразил «молдавскую» ориентацию нового политического большинства. Ссылки на румынский язык и румынский народ, которые характеризовали главные положения ранних проектов конституции, были изъяты и заменены ссылками на молдавский язык и молдавский народ, в то время как национальная независимость сохранялась в качестве главного принципа молдавской государственности.Разочарование в этих дополнениях к конституции вызвало протест со стороны студенческих групп в марте-апреле 1995. Чтобы обуздать проявления недовольства, президент Снегур ввел шестимесячный мораторий на обсуждение вопроса о языке и создал специальную комиссию для его рассмотрения. В то же время парламент дважды в 1994 и 1995 отвергал предложение признать румынский в качестве государственного языка. В июне 1995 президент Снегур отошел от руководства АДП, не согласившись с ее требованием утвердить румынский язык в качестве государственного. Конфликты Снегура с руководством АДП не прекращались. Когда он в 1996 попытался отправить в отставку министра обороны Павла Крянгэ, парламент признал это решение неконституционным. На президентских выборах в ноябре 1996 ни один из кандидатов не набрал необходимых 50% голосов. Повторные выборы состоялись в декабре, в первом туре Снегур получил 39% голосов, а кандидат от АДП Петр Лучинский 28%. Лучинский выиграл второй тур с 54% голосов и в январе 1997 вступил в должность президента. В первый год президентства Лучинский настойчиво поддерживал экономические реформы. Основным оппонентом рыночных реформ выступала ПКМ. На парламентских выборах в марте 1998 коммунисты завоевали 30% голосов (40 мест) в парламенте. Поскольку ни одна из партий не получила решающего большинства мест, было сформировано коалиционное правительство с участием Движения за демократическую и процветающую Молдавию, Демократической конвенции Молдавии и Партии демократических сил. Новый парламент признал румынский государственным языком Молдавии. Конституция 1994 подтвердила неизменный нейтралитет Республики Молдовы в международных отношениях. Статус Приднестровья специально не оговаривался, но констатировалось, что населенным пунктам левобережья Днестра могут быть предоставлены особые формы и условия автономии. Детальные переговоры по поводу статуса Приднестровья велись в 1995. В середине 1996 правительства Молдавии и Приднестровья пришли к соглашению об автономном статусе Приднестровья. Ход переговоров сдерживался из-за непрекращавшихся споров об условиях вывода российских войск и военной техники из Приднестровья. Восточная часть бывшей Молдавской ССР, непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) со столицей в Тирасполе де-факто не входит в состав Республики Молдова. Законодательная и исполнительная ветви власти ПМР игнорируют законы Молдавии. ПМР имеет все атрибуты государственности (флаг, столицу, президента, парламент, таможни, милицию, финансы). В противоположность ПМР лидеры Гагаузии в конце 1994 достигли соглашения с правительством Молдавии об условиях автономии. В соответствии с ними районам Гагаузии гарантировалось местное самоуправление, и гагаузский язык стал одним из трех официальных языков наряду с молдавским и русским. Народное собрание Гагаузии (Халк Топлошу) получило ограниченные законодательные полномочия. Высшим должностным лицом Гагаузии является ее глава (башкан), который избирается сроком на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании на альтернативной основе. На региональном референдуме, состоявшемся в марте 1995, были определены официальные границы Гагаузии. К концу 1998 Молдавия столкнулась с сильнейшим за годы независимости кризисом. В экономике он был обусловлен резким падением торгового оборота с Россией после дефолта 17 августа 1998, дальнейшим снижением промышленного производства и сокращением ВВП (в 1998 по сравнению с 1997 соответственно на 10% и 7%), девальвацией лея на 50%, ростом цен на продукты на 2040%. У половины трудоспособных граждан Молдавии средняя месячная заработная плата не превышала 20 долл. Принятый 12 декабря 1998 бюджет (доходная часть 2,25 млрд. лей, или 300 млн. долл., расходная 2,45 млрд. лей, или 330 млн. долл.) принимался с расчетом на кредиты МВФ, которые в 1999 поступали с задержками. В январе 1999 цены на коммунальные услуги и некоторые товары поднялись на 70%. Выход из кризиса руководство Молдавии видит в ужесточении финансовой дисциплины и переориентации торговых связей на страны СНГ, Ближнего Востока и Китая. Во внутренней политике президент Лучинский на консультативном референдуме 23 мая 1999 в ходе выборов в местные органы власти поставил вопрос о введении президентского правления, изменив тем самым некоторые положения Конституции 1994. Это предложение не получило поддержки большинства. Во внешней политике Молдавия проводит прозападный курс, с осуждением агрессии НАТО против Югославии выступают только коммунисты. История Молдавской ССР с древнейших времен до наших дней. Кишинев, 1982 Советская Молдавия: Энциклопедия. Кишинев, 1982 Страницы истории Советской Молдавии. Кишинев, 1990 К вопросу о Гагаузской автономии. Кишинев, 1990 Неделчук В. Республика Молдова. Кишинев, 1992 Республика Молдова в 19891991 гг. Взгляд со стороны. Кишинев, 1992 Бессарабский вопрос и образование Приднестровской Молдавской Республики. Сборник официальных документов. Тирасполь, 1993 Остапенко Л.В., Субботина И.А. Русские в Молдавии: проблемы занятости и миграции. М., 1996 Бессарабия на перекрестке европейской дипломатии. Документы и материалы. М., 1996 Непризнанная Республика. Очерки. Документы. Хроника, тт. 12. М., 1997
|
"МОЛДАВИЯ," STUDENTS.BY |