Вывести на печать

Религия. Верующие киргизы, как и казахское, узбекское, дунганское и уйгурское национальные меньшинства в Киргизии, исповедуют ислам суннитского толка. В 1944 в СССР была создана система региональных духовных управлений мусульман. Официально все религиозные вопросы мусульман Киргизии находились в ведении Среднеазиатского духовного управления мусульман, которое размещалось в столице Узбекистана – Ташкенте. Непосредственно на территории Киргизии, в городе Ош, находилась резиденция духовного главы киргизских мусульман – кази, подчинявшегося центральному управлению. В конце 1980-х годов начались усиленное восстановление мечетей: если в 1950–1970-х годах в Киргизии действовало всего 33 мечети, то в 1990-х их насчитывалось уже ок. 1000. С распадом СССР пришел конец власти центрального духовного управления, но значительно возросло влияние кази. В 1991 в Бишкеке был создан Исламский центр. Несмотря на это, президент Акаев настойчиво подчеркивает, что Киргизия – светское государство. В 1998 в республиканской прессе появились статьи, предупреждающие об опасности распространения ваххабизма и необходимости бдительного отношения к зарубежным исламским экстремистам. Особенно актуальна данная проблема для Ошской области.

Среди других религий, исповедуемых жителями Киргизии, – православное христианство, различные протестантские конфессии и иудаизм.

Социальное обеспечение. В советское время все социальные расходы, включая пенсии по возрасту и инвалидности, содержание системы здравоохранения, пособия многодетным семьям и проч., брало на себя государство. Правительство независимой Киргизии объявило о намерении продолжать эти выплаты, однако в результате сокращения государственных доходов периодически происходят задержки выплаты пособий и пенсий.

КУЛЬТУРА

Бльшая часть словаря и фразеологии киргизской эпической поэзии, которая до сих пор переходит в устной форме от одного сказителя (манасти) к другому, восходит к древнейшим временам. Наиболее известен героический эпос Манас (предположительно 16 в.). Существуют также «малые» эпические поэмы; их и сегодня пересказывают народные киргизские сказители – акыны. Обычно поэмы читаются нараспев или поются под аккомпанемент народных инструментов. Кроме того, киргизский фольклор включает сложную мифологию, легенды, народные пословицы и поговорки.

Когда киргизские племена приняли ислам, они стали использовать письменность на основе арабской графики. Как и другие тюркские народы Средней Азии, они читали и писали на чагатайском языке, который служил в то время языком международного общения. Киргизская литература не имела выраженного национального колорита вплоть до последних десятилетий 19 в., когда Киргизию охватило движение джадидизма, культивировавшее более «западный» подход к исламскому образованию. В это время выдвинулась плеяда киргизских поэтов, в которую входили Молдо Кылыч (1866–1917), Калмурза, Садык Карач, Касым Тыныстан; они публиковали стихи, имевшие отчетливую националистическую и политическую направленность. Что касается прозы, то первый киргизский роман вышел в свет только в середине 1920-х годов.

В советское время, особенно после массовых репрессий конца 1930-х годов, когда практически вся интеллигенция была уничтожена, изгнана или заключена в тюрьмы, киргизская художественная литература подчинялась диктату советской пропаганды. Из писателей этого времени выделяется Чингиз Айтматов (р. 1928), произведения которого снискали ему мировую известность.

После провозглашения независимости литература советского периода подверглась критической переоценке, и многие ранее запрещенные произведения были изданы впервые или переизданы.

Проблемы языка. Киргизский язык принадлежит к киргизско-кыпчакской (северо-восточной) группе тюркских языков и тесно связан с казахским. В самой Киргизии различают северную и южную группы диалектов. Одной из главных проблем является алфавит. В начале 1920-х годов советское правительство, считая, что арабский алфавит препятствует распространению грамотности, приняло решение о постепенном переходе на латинский алфавит. Этот переход завершился в 1926. Однако в 1940, по желанию Сталина, без учета мнения населения, в административном порядке был реализован перевод письменности всех тюркских народов, в том числе и киргизов, с латиницы на кириллицу. В 1992 правительство Киргизии приняло решение о возврате к латинице.

назад   дальше



КИРГИЗИЯ
ПРИРОДА
Строение поверхности
Реки и озера
Климат
Растительность и животный мир
НАСЕЛЕНИЕ
Этнический состав
Киргизы
Узбеки
Русские
Другие национальные меньшинства
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА
Внешняя политика
ЭКОНОМИКА
Сельское хозяйство
Энергетика
Горнодобывающая промышленность
Тяжелая промышленность
Транспорт
Валюта
ОБЩЕСТВО
Структура общества
Религия
Социальное обеспечение
КУЛЬТУРА
Проблемы языка
Народное образование
Средства масовой информации
ИСТОРИЯ
Киргизия под властью России
Советский период
После провозглашения независимости
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
15/06/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!