Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Оптимальные тарифы. Еще одно обоснование протекционизма, построенное на доводах в пользу оптимальных тарифов, оправдывает существование особой разновидности таможенных пошлин: пошлину, взимаемую страной-экспортером (а не импортером) с экспортируемых (а не импортируемых) товаров. Сторонники этой точки зрения утверждают, что, если какой-то товар производится главным образом в одной стране, национальное преимущество этой страны хотя и не являющееся преимуществом для мира в целом может быть реализовано путем введения экспортного тарифа, уплачиваемого теми, кто импортирует товар. При условии контроля над производством государство способно достичь этой цели простым повышением цены. Подобная политика может проводиться и группой государств, объединившихся в картель. Однако другие страны, в свою очередь, постараются принять аналогичные меры, особенно если они являются монополистами в поставках каких-либо товаров. В результате всех этих действий может пострадать международная торговля в целом. К протекционизму прибегают не только в тех случаях, когда есть основания для защиты нарождающихся отраслей или введения оптимальных тарифов. Протекционистские меры нередко становятся результатом националистических настроений или служат интересам отдельных групп производителей, принося вред применяющей их стране. Веками международная торговля велась главным образом на побережье Средиземного и Балтийского морей и вдоль азиатских караванных путей, ведущих к этим морям. Главными центрами международного обмена товарами были итальянские города Венеция, Генуя и Флоренция, немецкие города Аугсбург и Нюрнберг, торговые города Фландрии (нынешней Бельгии) и портовые города Ганзейского союза на южном и восточном побережье Балтийского моря. Однако в жизни простых людей торговля не играла заметной роли, и открытие Америки и кругосветные плавания вокруг Африки и Южной Америки мало что в ней изменили. Тем не менее результатом проявленного моряками мужества и мастерства стало смещение европейских морских торговых путей в сторону Атлантического и Индийского океанов. Промышленная революция. Британские технологические нововведения 1718 вв. открыли дорогу к повышению производительности труда, сначала в сельском хозяйстве, а затем и в промышленности. Новые машины и оборудование сделали возможным появление более крупных предприятий по производству дешевых тканей, а затем и выплавке стали. Эти первые шаги в направлении массового производства привели к резкому увеличению объема перевозок товаров из страны в страну и сопровождались усовершенствованием средств транспорта и связи. Вскоре на путь промышленного развития по британскому образцу вступили Франция и Бельгия.Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в предыдущем столетии, к началу 19 в. объем международной торговли товарами и услугами не превышал 3% от стоимости мирового выпуска продукции. Однако постепенно промышленная революция распространилась на Германию, США и (несколько позднее) Японию. Во второй половине 19 в. появились новые отрасли производства: машиностроение, электротехническая и химическая промышленность. Вскоре на продукцию этих отраслей приходилась уже значительная доля мировой торговли. По железным дорогам и на пароходах перевозились большие партии грузов на дальние расстояния; телеграф существенно упростил распространение информации по всему миру. В результате всех этих изменений объем внешней торговли настолько вырос, что к 1913 около одной трети всей производимой в мире продукции вывозилось за национальные границы. Индустриализация подстегнула спрос на сырье: сначала на хлопок и лес, а затем на металлы и топливо. Около половины сырья добывалось или производилось в европейских странах; значительная часть поступала с плантаций, шахт и прочих предприятий, специально созданных в колониях для снабжения Европы необходимыми товарами. Во многих колониях появились анклавы, имевшие гораздо более тесные связи с зарубежными потребителями, нежели с обществом, в котором они существовали. Несмотря на большое значение первичных продуктов в международном товарном обмене 19 в., центральное место в мировой торговле занимала Европа. Перед началом Первой мировой войны на торговлю между неевропейскими странами приходилось менее 25% общего объема мировой торговли, на торговлю между европейскими странами ок. 40%, а на торговлю между европейскими странами и остальным миром 35%. Великобритания оставалась главной торговой страной мира, однако ее доля постепенно уменьшалась в связи со стремительным экономическим развитием континентальной Западной Европы, Северной Америки и Японии. |
|