Вывести на печать

Оптимальные тарифы. Еще одно обоснование протекционизма, построенное на доводах в пользу оптимальных тарифов, оправдывает существование особой разновидности таможенных пошлин: пошлину, взимаемую страной-экспортером (а не импортером) с экспортируемых (а не импортируемых) товаров. Сторонники этой точки зрения утверждают, что, если какой-то товар производится главным образом в одной стране, национальное преимущество этой страны – хотя и не являющееся преимуществом для мира в целом – может быть реализовано путем введения экспортного тарифа, уплачиваемого теми, кто импортирует товар. При условии контроля над производством государство способно достичь этой цели простым повышением цены. Подобная политика может проводиться и группой государств, объединившихся в картель. Однако другие страны, в свою очередь, постараются принять аналогичные меры, особенно если они являются монополистами в поставках каких-либо товаров. В результате всех этих действий может пострадать международная торговля в целом.

К протекционизму прибегают не только в тех случаях, когда есть основания для защиты нарождающихся отраслей или введения оптимальных тарифов. Протекционистские меры нередко становятся результатом националистических настроений или служат интересам отдельных групп производителей, принося вред применяющей их стране.

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Традиционные общества. До конца 19 в. фактически повсюду большинством населения являлись крестьяне, которые производили продовольствие, а также изготавливали орудия труда и многие предметы первой необходимости. То, что они не могли произвести сами, покупалось в близлежащих городах в обмен на излишки сельскохозяйственной продукции (обычно небольшие) и некоторые ремесленные изделия. Дальние поездки по торговым делам были большой редкостью, поскольку практически все продукты производились в небольших количествах, а перевозка товаров была сопряжена с опасностями и большими расходами и занимала много времени. Там, где существовала международная торговля, она обычно была монополизирована получившими государственную лицензию частными организациями, вроде британской Ост-Индской компании. За границу имело смысл вывозить лишь товары, обладавшие высокой стоимостью при малом весе: драгоценные камни, благородные металлы, пряности, некоторые виды тканей (особенно шерстяные и шелковые), меха и вино. Зерно также иногда вывозилось за рубеж, но в небольших количествах.

Веками международная торговля велась главным образом на побережье Средиземного и Балтийского морей и вдоль азиатских караванных путей, ведущих к этим морям. Главными центрами международного обмена товарами были итальянские города Венеция, Генуя и Флоренция, немецкие города Аугсбург и Нюрнберг, торговые города Фландрии (нынешней Бельгии) и портовые города Ганзейского союза на южном и восточном побережье Балтийского моря. Однако в жизни простых людей торговля не играла заметной роли, и открытие Америки и кругосветные плавания вокруг Африки и Южной Америки мало что в ней изменили. Тем не менее результатом проявленного моряками мужества и мастерства стало смещение европейских морских торговых путей в сторону Атлантического и Индийского океанов.

Промышленная революция. Британские технологические нововведения 17–18 вв. открыли дорогу к повышению производительности труда, сначала в сельском хозяйстве, а затем и в промышленности. Новые машины и оборудование сделали возможным появление более крупных предприятий по производству дешевых тканей, а затем и выплавке стали. Эти первые шаги в направлении массового производства привели к резкому увеличению объема перевозок товаров из страны в страну и сопровождались усовершенствованием средств транспорта и связи. Вскоре на путь промышленного развития по британскому образцу вступили Франция и Бельгия.

Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в предыдущем столетии, к началу 19 в. объем международной торговли товарами и услугами не превышал 3% от стоимости мирового выпуска продукции. Однако постепенно промышленная революция распространилась на Германию, США и (несколько позднее) Японию. Во второй половине 19 в. появились новые отрасли производства: машиностроение, электротехническая и химическая промышленность. Вскоре на продукцию этих отраслей приходилась уже значительная доля мировой торговли. По железным дорогам и на пароходах перевозились большие партии грузов на дальние расстояния; телеграф существенно упростил распространение информации по всему миру. В результате всех этих изменений объем внешней торговли настолько вырос, что к 1913 около одной трети всей производимой в мире продукции вывозилось за национальные границы.

Индустриализация подстегнула спрос на сырье: сначала на хлопок и лес, а затем на металлы и топливо. Около половины сырья добывалось или производилось в европейских странах; значительная часть поступала с плантаций, шахт и прочих предприятий, специально созданных в колониях для снабжения Европы необходимыми товарами. Во многих колониях появились анклавы, имевшие гораздо более тесные связи с зарубежными потребителями, нежели с обществом, в котором они существовали.

Несмотря на большое значение первичных продуктов в международном товарном обмене 19 в., центральное место в мировой торговле занимала Европа. Перед началом Первой мировой войны на торговлю между неевропейскими странами приходилось менее 25% общего объема мировой торговли, на торговлю между европейскими странами – ок. 40%, а на торговлю между европейскими странами и остальным миром – 35%. Великобритания оставалась главной торговой страной мира, однако ее доля постепенно уменьшалась в связи со стремительным экономическим развитием континентальной Западной Европы, Северной Америки и Японии.

назад   дальше



МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
Меркантилизм
Классическая школа
Постклассические теории
Массовое производство
Развитые и развивающиеся экономики
Выгоды от торговли
Условия торговли
Ограниченность ценовой теории
Технология
Торговый и платежный балансы
Роль государства
Валюта
Свободная торговля и протекционизм
Торговые зоны
СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ
Структура торговли
Первичные и переработанные продукты
Формирование торговых потоков
Колониализм
Внешняя политика
Иностранные инвестиции
Многонациональные корпорации
Монополии
Картели производителей
Экономические блоки
ПРЕПЯТСТВИЯ ТОРГОВЛЕ
Предпосылки протекционизма
Протекционистские меры
Тарифы
Квоты
Субсидии
Валютный контроль
Косвенные торговые барьеры
Обоснования протекционизма
Нарождающиеся отрасли
Оптимальные тарифы
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Традиционные общества
Промышленная революция
Эпоха свободной торговли
20 век
Депрессия
Послевоенные годы
1970-е годы
1980–1990-е годы
Перспективы развития

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
27/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!