Вывести на печать

Стиль. Строительные методы и материалы чрезвычайно разнообразны. Балочные, сводчатые и купольные конструкции перекрытий распространены практически повсюду. В Индии и странах Средиземноморья широко используются мрамор и тесаный камень; Иран и Ирак достигли совершенства в области кирпичной кладки, резьбы по стуку, а также в разнообразии декоративных сводов. В Иране и Турции используют изразцовые облицовки; в Индии и Египте широко применяются различные породы камня. В скромных домах повторялись планы, которые использовались тысячелетиями. В то же время создавались уникальные памятники, подобные мавзолею в Биджапуре, с диаметром купола 40,5 м.

Существуют некоторые характерные формы. К ним относятся минареты, купола на тромпах (парусах), постепенно превратившиеся в прихотливое переплетение арматуры или сталактитов, выявленные наружно полукупола или замаскированные туннельные своды, стрельчатые, многоцентровые и подковообразные арки, чрезвычайно высокие порталы. Распространена облицовка, особенно с ромбовидным узором. Характерной особенностью стала акцентировка вертикальных деталей.

Обыгрываются контрасты: шахматной и ленточной кладки, сверкающих гладью поливных изразцов и матового кирпича, глубоких проемов, искусно подчеркивающих плоскости фасадов, и четкой каллиграфической надписи поверх изощренной арабески. В основном мы видим, как конструктивные элементы как бы растворяются в чрезвычайно мелком орнаменте.

Историческое развитие. Первым выдающимся сооружением стала мусульманская святыня Куббат ас-Сахра («Купол над скалой») в Иерусалиме (691) с деревянным куполом над обходной галереей, украшенной мозаикой. Большая мечеть (ал-Валида) Омейядов в Дамаске (705–715) еще имеет византийский облик. Аббасиды, которые перенесли центр халифата в Ирак, основали в 762 Мидинат ас-Салам («Город мира», или «Круглый город», ныне Багдад), с мечетью и дворцом в центре, в окружении административных зданий и расположенных по периферии базаров и жилых кварталов. В их постройках больше восточных черт и заметно увеличивается помпезность. В Самарре (Ирак) руины дворцы Балькувара занимают почти 2,59 кв. км, а минарет ал-Мальвия имеет спиральный пандус, по которому можно было подниматься на ослах. Наиболее внушительный аббасидский памятник – дворец Ухайдир в пустыне (Южный Ирак). Североафриканская Большая мечеть в Кайруане (836–875 и позднее) и каирская мечеть Ибн Тулуна (876–879), отличающаяся тонко обыгранными повторами стрельчатых арок, строго выверенными пропорциями резных стуковых капителей и архивольтов, демонстрируют достижения нового архитектурного стиля.

Раннеисламская архитектура Северной Африки и Испании. На примере мечети в Кордове (с 13 в. – христианский собор) видно, как эволюционировал архитектурный стиль эпохи Омейядов в западной части мусульманского мира. Выработанные здесь формы арок и получившая широкое применение разноцветная каменная кладка (араб. – аблак) существенно повлияли на последующее развитие мавританской архитектуры. Мечеть Биб Мардум в Толедо и остатки дворца Альхаферия в Сарагосе (все – Испания), а также мечети, построенные при Альмохадах (1145–1269) в Марракеше (мечеть Кутубия, 1153), Тинмале и Рабате (все – Марокко), свидетельствуют об усиливающемся тяготении к изяществу и утонченности деталей. В архитектуре таких североафриканских памятников, как Большая мечеть в Тазе (13–14 вв.), медресе ал-Аттарин (1323–1325) и Абу Инания (1350–1355) в Фесе и мавзолей Саадиев (17 в.) в Марракеше обработка деталей становится предельно изысканной и изощренной. Все более увлекаясь сталактитовым декором, западномусульманские архитекторы изобрели «расщепленную» арку со множеством вертикальных призматических элементов, благодаря которым софит теряет определенность очертаний и становится незаметным. С этой же целью использовались многочисленные чередующиеся, покрытые желобками и выгнутые в обратную сторону профили. Мусульманский Запад создал также величественные формы городских ворот, лучшие образцы которых сохранились в Рабате и Марракеше. При перекрытии ярусов западномусульманских минаретов использованы самые разнообразные своды.

Сельджукский период. Новые идеи в области конструкций и декора постепенно проникали в восточные регионы халифата. Мавзолей Исмаила Саманида в Бухаре (ок. 900) отличают купол на тромпах и великолепный декор, созданный узорной кирпичной кладкой. В таких постройках, как башня Гонбед-и-Кабус близ Горгана (1006–1007), высотой ок. 60 м, тюрбе (мавзолей) и минарет Сангбаста, мемориальные башни в Газни (12 в.) в Афганистане и купольный мавзолей Доваздех-Имам в Йезде (1037) в Иране, можно по отдельности встретить все те черты, которые характеризуют архитектуру наступающего периода Сельджуков: четкие грани построек, стройные минареты, благородные очертания куполов, тромпы с наплывающими четверными куполами и тщательно обработанные облицовки. Среди лучших памятников сельджукской эпохи, обычно очень скромных по размерам, – северный купол Соборной мечети в Исфахане (1088), демонстрирующий приближение к «идеальному куполу»; мечети в Гюльпайгане и Ардестане в Западном Иране; караван-сарай Рабат-и-Малик близ Кермине и мавзолей Санджара близ Мерва в Средней Азии (все – 12 в.) Наиболее распространенными формами облицовки служили резной стук и люстрованные изразцы.

Монгольские правители значительно увеличили размеры зданий и применение каши, или глазурованных цветных облицовочных плиток. Мечети и гробницы в Тебризе, Султанабаде, Натанзе и Йезде показывают, что сооружения Тамерлана и его преемников в Самарканде и Герате многим обязаны Западному Ирану. Кирпич и стук служили здесь только для того, чтобы оттенить холодный, сверкающий покров из каши. Самый прекрасный неповрежденный образец этого красочного стиля – мечеть Гаухар-Шад в архитектурном комплексе у могилы имама Реза в Мешхеде (1415–1418). Мавзолей самого Тамерлана в Самарканде венчает ребристый луковичного профиля купол на высоком барабане.

Сефевидские архитекторы сделали украшенные декором поверхности шире, но заменили более дорогую керамическую резную мозаику (в которой элементы декора предварительно вырезались из различных по цвету глазурованных керамических плиток) глазурованными плитами, предварительно расписанными арабесками, фигурами или надписями. Тем не менее площадь Мейдане-шах в Исфахане, с ее продуманной асимметрией, обстроенная по сторонам мечетью, дворцом, базаром и гробницей святого, является наиболее запоминающимся ансамблем в Иране; мечеть шейха Лотфоллы на той же площади и медресе Мадаре-шах (1707–1711) поблизости от нее венчаются неповторимыми по своему изяществу куполами.

назад   дальше



МУСУЛЬМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Типы сооружений
Мечеть
Медресе
Рибат
Мавзолей
Базар
Караван-сарай
Другие типы построек
Стиль
Историческое развитие
Раннеисламская архитектура Северной Африки и Испании
Сельджукский период
Египет и Сирия
Турция и Армения
Индия

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
27/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!