МУСУЛЬМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА, 
МУСУЛЬМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА, строительное искусство, которое развивалось мусульманами с 7 в. на обширных территориях от Индии и Средней Азии до Марокко и в Испании.

Типы сооружений. Исламскую архитектуру определяют следующие специфические типы зданий.

Мечеть, дом для молитвы и политических собраний; обычно состоит из двора, окруженного крытыми аркадами, или риваками. Ориентирована на Мекку, куда мусульмане обращали свои молитвы, в направлении, называемом киблой. На стороне киблы аркады почти всегда более глубокие, а один или более михрабов (декорированных ниш или плоских стенных арок) указывают направление, в котором правоверным молящимся следует простираться ниц. В соборной мечети находятся кафедра со ступенями, поднимающимися в сторону киблы, по форме восходящая к небольшому возвышению, которое пророк Мухаммед использовал в своем доме в Медине, и максура – решетчатая ограда, отгораживающая часть мечети близ главного михраба; первоначально она должна была защищать главу общины от возможных покушений. Кроме того, обычным становится величественный свод или купол на главной оси мечети, позади айвана (открытого сводчатого помещения). Минареты, числом от одного до шести, часто строились либо близ мечети, либо на ее сторонах или по углам. В северных мусульманских странах мечети иногда целиком брались под кровлю.

Медресе, теологическая школа или университет, где в Средние века воспитывались государственные чиновники; приобрело правильную форму двора, окруженного кельями в два этажа и с айваном в центре каждой стороны.

Рибат (рабат), первоначально – укрепленный военный лагерь, обитель поборников священной войны за веру, подобная укрепленному караван-сараю; впоследствии – суфийский или дервишский приют, в плане аналогичный медресе.

Мавзолей (турбат, или тюрбе, кубба, гунбад), обычно купольная кубическая постройка или (в Иране) – башня, иногда огромных размеров; примером может служить Тадж-Махал.

Базар, купольные или сводчатые торговые ряды, иногда крестовидные в плане.

Караван-сарай, или хан, открытый или перекрытый сводом двор, иногда многоугольный в плане, с расположенными в один или два этажа небольшими помещениями, выходящими в галереи.

Другие типы построек. Бани, включающие ряд комнат с постепенно нарастающей температурой, с чанами горячей и холодной воды, окруженные альковами для переодевания и отдыха, развивались на основе древних прототипов. Дворцы были приспособлены к различным климатическим условиям: в Индии, например, мраморные павильоны и залы для приемов воздвигались на открытых плоских крышах жилых покоев; в Иране громадные портики – талары и айваны иногда размещались в регулярных садах или над источниками. Особой иранской формой был обведенный стенами сад с шатрами для жилья и декоративными беседками. Самый знаменитый мусульманский дворец – Альгамбра. В планировке домов сохранялась древняя традиция, согласно которой все помещения открывались во двор. Поскольку мусульманские женщины вели уединенный образ жизни, в планировке дворцов и жилых зданий часто дважды повторяли двор, предназначенный для приемов, и помещения (бирум, селамлик), позади которых (в маленьких городских домах на верхнем этаже) располагался комплекс личных покоев, гарем. Для крепостного зодчества характерны круглые башни и зубчатые стены, поднимающиеся один за другим оборонительные пояса, рвы, скаты, фланкированные башнями ворота и бастионы, предохраняющие при обстреле продольным огнем и бомбардировке; последние были усвоены в средневековой Европе.

Стиль. Строительные методы и материалы чрезвычайно разнообразны. Балочные, сводчатые и купольные конструкции перекрытий распространены практически повсюду. В Индии и странах Средиземноморья широко используются мрамор и тесаный камень; Иран и Ирак достигли совершенства в области кирпичной кладки, резьбы по стуку, а также в разнообразии декоративных сводов. В Иране и Турции используют изразцовые облицовки; в Индии и Египте широко применяются различные породы камня. В скромных домах повторялись планы, которые использовались тысячелетиями. В то же время создавались уникальные памятники, подобные мавзолею в Биджапуре, с диаметром купола 40,5 м.

Существуют некоторые характерные формы. К ним относятся минареты, купола на тромпах (парусах), постепенно превратившиеся в прихотливое переплетение арматуры или сталактитов, выявленные наружно полукупола или замаскированные туннельные своды, стрельчатые, многоцентровые и подковообразные арки, чрезвычайно высокие порталы. Распространена облицовка, особенно с ромбовидным узором. Характерной особенностью стала акцентировка вертикальных деталей.

Обыгрываются контрасты: шахматной и ленточной кладки, сверкающих гладью поливных изразцов и матового кирпича, глубоких проемов, искусно подчеркивающих плоскости фасадов, и четкой каллиграфической надписи поверх изощренной арабески. В основном мы видим, как конструктивные элементы как бы растворяются в чрезвычайно мелком орнаменте.

Историческое развитие. Первым выдающимся сооружением стала мусульманская святыня Куббат ас-Сахра («Купол над скалой») в Иерусалиме (691) с деревянным куполом над обходной галереей, украшенной мозаикой. Большая мечеть (ал-Валида) Омейядов в Дамаске (705–715) еще имеет византийский облик. Аббасиды, которые перенесли центр халифата в Ирак, основали в 762 Мидинат ас-Салам («Город мира», или «Круглый город», ныне Багдад), с мечетью и дворцом в центре, в окружении административных зданий и расположенных по периферии базаров и жилых кварталов. В их постройках больше восточных черт и заметно увеличивается помпезность. В Самарре (Ирак) руины дворцы Балькувара занимают почти 2,59 кв. км, а минарет ал-Мальвия имеет спиральный пандус, по которому можно было подниматься на ослах. Наиболее внушительный аббасидский памятник – дворец Ухайдир в пустыне (Южный Ирак). Североафриканская Большая мечеть в Кайруане (836–875 и позднее) и каирская мечеть Ибн Тулуна (876–879), отличающаяся тонко обыгранными повторами стрельчатых арок, строго выверенными пропорциями резных стуковых капителей и архивольтов, демонстрируют достижения нового архитектурного стиля.

Раннеисламская архитектура Северной Африки и Испании. На примере мечети в Кордове (с 13 в. – христианский собор) видно, как эволюционировал архитектурный стиль эпохи Омейядов в западной части мусульманского мира. Выработанные здесь формы арок и получившая широкое применение разноцветная каменная кладка (араб. – аблак) существенно повлияли на последующее развитие мавританской архитектуры. Мечеть Биб Мардум в Толедо и остатки дворца Альхаферия в Сарагосе (все – Испания), а также мечети, построенные при Альмохадах (1145–1269) в Марракеше (мечеть Кутубия, 1153), Тинмале и Рабате (все – Марокко), свидетельствуют об усиливающемся тяготении к изяществу и утонченности деталей. В архитектуре таких североафриканских памятников, как Большая мечеть в Тазе (13–14 вв.), медресе ал-Аттарин (1323–1325) и Абу Инания (1350–1355) в Фесе и мавзолей Саадиев (17 в.) в Марракеше обработка деталей становится предельно изысканной и изощренной. Все более увлекаясь сталактитовым декором, западномусульманские архитекторы изобрели «расщепленную» арку со множеством вертикальных призматических элементов, благодаря которым софит теряет определенность очертаний и становится незаметным. С этой же целью использовались многочисленные чередующиеся, покрытые желобками и выгнутые в обратную сторону профили. Мусульманский Запад создал также величественные формы городских ворот, лучшие образцы которых сохранились в Рабате и Марракеше. При перекрытии ярусов западномусульманских минаретов использованы самые разнообразные своды.

Сельджукский период. Новые идеи в области конструкций и декора постепенно проникали в восточные регионы халифата. Мавзолей Исмаила Саманида в Бухаре (ок. 900) отличают купол на тромпах и великолепный декор, созданный узорной кирпичной кладкой. В таких постройках, как башня Гонбед-и-Кабус близ Горгана (1006–1007), высотой ок. 60 м, тюрбе (мавзолей) и минарет Сангбаста, мемориальные башни в Газни (12 в.) в Афганистане и купольный мавзолей Доваздех-Имам в Йезде (1037) в Иране, можно по отдельности встретить все те черты, которые характеризуют архитектуру наступающего периода Сельджуков: четкие грани построек, стройные минареты, благородные очертания куполов, тромпы с наплывающими четверными куполами и тщательно обработанные облицовки. Среди лучших памятников сельджукской эпохи, обычно очень скромных по размерам, – северный купол Соборной мечети в Исфахане (1088), демонстрирующий приближение к «идеальному куполу»; мечети в Гюльпайгане и Ардестане в Западном Иране; караван-сарай Рабат-и-Малик близ Кермине и мавзолей Санджара близ Мерва в Средней Азии (все – 12 в.) Наиболее распространенными формами облицовки служили резной стук и люстрованные изразцы.

Монгольские правители значительно увеличили размеры зданий и применение каши, или глазурованных цветных облицовочных плиток. Мечети и гробницы в Тебризе, Султанабаде, Натанзе и Йезде показывают, что сооружения Тамерлана и его преемников в Самарканде и Герате многим обязаны Западному Ирану. Кирпич и стук служили здесь только для того, чтобы оттенить холодный, сверкающий покров из каши. Самый прекрасный неповрежденный образец этого красочного стиля – мечеть Гаухар-Шад в архитектурном комплексе у могилы имама Реза в Мешхеде (1415–1418). Мавзолей самого Тамерлана в Самарканде венчает ребристый луковичного профиля купол на высоком барабане.

Сефевидские архитекторы сделали украшенные декором поверхности шире, но заменили более дорогую керамическую резную мозаику (в которой элементы декора предварительно вырезались из различных по цвету глазурованных керамических плиток) глазурованными плитами, предварительно расписанными арабесками, фигурами или надписями. Тем не менее площадь Мейдане-шах в Исфахане, с ее продуманной асимметрией, обстроенная по сторонам мечетью, дворцом, базаром и гробницей святого, является наиболее запоминающимся ансамблем в Иране; мечеть шейха Лотфоллы на той же площади и медресе Мадаре-шах (1707–1711) поблизости от нее венчаются неповторимыми по своему изяществу куполами.

Египет и Сирия. В Египте и Сирии сочетание тесаного камня и аблака (кладки цветным камнем) с такими местными изобретениями и традиционными приемами, как украшение резным узором и выкладывание вуссуаров над оконными и дверными проемами и нишами, а также использование некоторых сельджукских типов арок и сталактитов отличали зрелую сиро-египетскую архитектуру при мамлюках (с 1250 и позднее). Самому устойчивому, массовому и геометрически четкому в истории мусульманской архитектуры мамлюкскому стилю 1250–1500 присуще выделение горизонталей сталактитовыми поясами, цветными лентами и карнизами, а также, в большей или меньшей степени, нейтрализация округлости куполов, которые для этого ставились на заглубленные опоры и еще более низкие блоковидные базы. Все самые значительные памятники находятся в Каире: медресе Бейбарса (13 в.), мавзолей Сункура Саади; медресе и мавзолей султана Хасана (14 в.), медресе и мечеть Каит-бея (15 в.) и т.н. мавзолеи мамлюков (в основном 14–15 вв.).

Турция и Армения. После сельджукского завоевания территории современных Турции и Армении местные каменщики по заказу мусульман возводили здания, вычурный скульптурный декор которых, неожиданные детали и грубоватые обрамления проемов еще сохраняли приверженность восточно-христианскому эстетическому идеалу. Примеры тому – Улу (Большая) мечеть в Дивриги (1229) и памятники 13 в. в Конье, особенно медресе Индже-минар (1262–1268). Большие мечети османского времени сходным образом напоминают византийские церкви с плоскими куполами-блюдцами и смыкающимися полукуполами: Улу-джами (1400) и Ешиль-джами (Зеленая) (1421) в Бурсе, мечети Шах-заде (1548), Сулеймание (1557), Ахмедийе (1617) и Нур-Османие (1755) в Стамбуле. Аблак использовался как декоративная схема в сочетании с серебристым камнем, оттененным холодным сиянием керамических плиток, расписанных голубыми, белыми, зелеными, коричневыми и темнофиолетовыми цветочными узорами под прозрачной свинцовой глазурью. Очень изящные минареты с вытянутыми коническими завершениями опоясывались двумя-тремя навесными балконами.

Индия. Архитектура ранних мусульманских государств в Индии повторяла в камне формы иранского кирпичного зодчества, примером служат мечеть и минарет Кутб (12 в.) в Старом Дели. Собственно индийское начало очевидно в позднесредневековых постройках в Сахсараме и Биджапуре, однако утонченный иранский стиль был вновь введен в эпоху Великих Моголов. Наиболее ценные для нас памятники мусульманской архитектуры отличаются тем, что в них применены широкие панели и ажурные преграды из мрамора, нависающие наличники и консоли, поддерживающие легкие балюстрады, подавляюще тяжелые крыши-павильоны, опирающиеся на тонкие, как карандаши, столбы, и глубокие арки, подчеркнутые зубчатым обрамлением. Выдающимися сооружениями 16–17 вв. являются дворцовые ансамбли в Агре, Дели и Фатехпуре Сикри, а также мавзолеи Хумаюна в Дели, Тадж-Махал и Итимад-уд-Даула в Агре.

См. также АЛЬГАМБРА; МЕККА; КАРАВАН-САРАЙ; ТАДЖ МАХАЛ.

"МУСУЛЬМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА," STUDENTS.BY

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
27/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!