Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() ШАШТИТАНТРА (санскр. ![]() Содержание Шаштитантры было частично восстановлено австрийским индологом Э.Фраувалльнером на основе полемических отрывков тибетского перевода Праманасамуччаи Дигнаги, отстаивавшего свою реформу логики в противостоянии старым учениям небуддийского происхождения об умозаключении, его автокомментария Вритти, комментария к нему Джинендрабуддхи (9 в.), а также джайнского текста Ньяягаманусарини Синхасури (67 вв.) и Юктидипики санкхьяиков. В Шаштитантре разрабатывалось логическая классификация семи процессов вывода, позволяющих заключать по объекту А об объекте В (отношения «хозяина» и «собственности», материи и ее модификации, причины и следствия, агента и действия, части и целого, со-присутствия и со-отсутствия двух объектов). Умозаключения делятся на конкретные и абстрактные. Вторые на заключения от причины к следствию и от следствия к причине (последнее обоснованно считалось в этой Шаштитантре более надежным), вторые на непосредственные и опосредованные. В комментариях к Санкхья-карике цитируется положение Шаштитантры, согласно которому первоматерия «Пракрити действует, управляемая Пурушей».Кроме текстов с названием Шаштитантра, в джайнской литературе цитируется и Шаштитантроддхарана (Конспект «Шаштитантры); возможно этот текст выполнял и учебные функции. Статус Шаштитантры у санкхьяиков был настолько значителен, что в одном из последних стихов Санкхья-карики (добавленном вероятнее всего позднее) утверждается, что она содержит все доктрины Шаштитантры (согласно комментаторам, они складываются из 10 основных и 50 дополнительных), за исключением лишь иллюстративных историй (акхьяика) и дискуссии с оппонентами. Судить о правдоподобности данной информации затруднительно, но очевидно, что она санкционировала составление позднейших Санкхья-сутр, содержащих и указанные «истории», и подробную полемику. См. также АБХИДХАРМИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ; ДИГНАГА; КАМА-СУТРА; ПРАКРИТИ; ПУРУША; САНКХЬЯ-КАРИКА; САНКХЬЯ-СУТРЫ; ЮКТИДИПИКА.
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]()
|