Вывести на печать

САНКХЬЯ-СУТРЫ (санскр. ), сутры санкхьи, приписываемые древнему философу Капиле, но сложившиеся в окончательном виде не ранее 14 в. Составитель Санкхья-сутр опирается на тематику Санкхья-карики, но создает новую редакцию санкхьи, сопоставимую в определенном смысле с классической, как метаязык и язык-объект: уже в первых сутрах установка Санкхья-карики на избавление индивида от страданий интерпретируется в контексте общеиндийской концепции целей человеческого существования (пурушартха). Одновременно осуществляется ведантизация санкхьи, выражающаяся уже внешне в интенсивном обращении к текстам Упанишад (имитируется даже формальная особенность организации текстов ранних Упанишад, проявляющаяся в удвоении последней сутры каждого раздела).

Санкхья-сутры составлены как явно полемический текст, отстаивающий положения санкхьи перед лицом всех остальных даршан. Они включают 527 сутр, распределяемых по шести разделам. Раздел I посвящен «закабалению» индивида страданиями и его «освобождению», учению о причинности, теории познания. Раздел II – космическим эманациям Первоматерии, пространству и времени, способности восприятия, действию и мышлению индивида. В разделе III рассматриваются физическое и тонкое тела (сукшма-шарира), сопровождающие духовное начало в сансаре, познание йогинов, четыре состояния сознания, достижение «освобождения» (мокша) и существование того, кто «освободился» уже при жизни. Раздел IV содержит наглядные образы, опорные для медитации по методу санкхьяиков, и «практические» рекомендации. В разделе V собраны контраргументы санкхьяиков, направленные по адресу соперников. VI раздел резюмирует содержание предыдущих и представляет заключительные тезисы о духовном начале и механизмах его «освобождения».

Составитель Санкхья-сутр вводит новые темы, не встречавшиеся в классической санкхье. Среди них, например, проблема статуса универсалий и природа ложного восприятия.

Имеется два основных комментария к Санкхья-сутрам: в 15 в. появилась Санкхьясутра-вритти Анируддхи, в значительной мере опирающаяся на комментарий Вачаспати Мишры к Санкхья-карике, в 16 в. – Санкхьяправачана-бхашья Виджнянабхикшу, давшего истолкование в русле своей синкретической системы (сохранились отрывки и из комментария некоего Ведантина Махадэвы).

См. также ВАЧАСПАТИ МИШРА; ВИДЖНЯНА БХИКШУ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; МОКША; ПУРУШАРТХА; САНКХЬЯ-КАРИКА; САНСАРА; ШАРИРА.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
22/02/2020

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!