Вывести на печать

НАСЕЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Население. По переписи 1950, в Гаити проживало 3,097 млн. человек; по переписи 1982 – 5,054 млн. человек; по оценке на 2000 – 6,991 млн. человек. По оценкам на 2005, население страны вырастет до 7,5 млн. человек. По плотности населения Гаити занимает одно из первых мест среди стран Западного полушария. В некоторых засушливых районах проживает от 3 до 6 человек на 1 кв. км, тогда как в более влажных сельскохозяйственных районах плотность населения намного выше средней по стране. Уровень рождаемости – 35 человек на 1000 в год; уровень смертности сократился до 15 человек на 1000. Таким образом, ежегодный естественный прирост населения составляет 2,5%.

Ко времени испанского завоевания на острове проживало, по разным оценкам, от 300 тыс. до 1 млн. индейцев различных народностей – араваков, карибов (давших стране ее имя, букв. «гористый»), сибонеев и таино. К середине 16 в. испанцы почти полностью истребили коренное население острова и с 1503 начали завозить невольников из Африки для работы на плантациях. В 1788 на Гаити, находившемся под властью французов, проживало ок. 520 тыс. человек, из них 40 тыс. белых, 28 тыс. мулатов и 452 тыс. негров. В настоящее время свыше 90% населения страны – негры, остальные – главным образом мулаты, а из приблизительно 5000 проживающих здесь белых большинство иностранцы.

Города с населением свыше 10 тыс. человек расположены на морском побережье. В столице Порт-о-Пренс проживают 1,3 млн. человек; Кап-Аитьен насчитывают 64 тыс. жителей, Гонаив – 34 тыс., Ле-Ке – 34 тыс. и Жереми – 18 тыс. Доля городского населения составляет ок. 32%. Политические репрессии и перенаселенность сельскохозяйственных районов заставляли многих гаитян эмигрировать в соседнюю Доминиканскую Республику и в другие страны, особенно в США.

Язык. До 1987 единственным официальным языком Гаити считался французский, хотя языком повседневного общения был местный вариант французского языка креоле, а крестьяне, составляющие три четверти населения страны, говорили только на креоле. Конституция 1987 придала креоле статус второго официального языка.

Религия. Поговорка гласит, что 90% населения Гаити – католики, а 100% – водуисты. Действительно, синкретический афрохристианский культ воду, сформированный в среде африканских рабов и получивший широкое распространение в Гаити, не столько конкурирует, сколько взаимодействует с католицизмом. Основу культа составляют верования в магическую силу божеств, или лоа, воплощающих природные силы и духов предков, и в возможность установить с ними духовную связь. За пределами Гаити бытует мнение о воду как о сатанинском культе, связанном с черной магией. На самом деле воду сложился из сочетания традиционных западноафриканских культов с элементами католицизма и включает в себя поклонение Иисусу Христу и богоматери, а многие лоа отождествляются с католическими святыми. Некоторые расценивают воду как одну из последних «жизнеспособных» религий. В отличие от христианской сдержанности во время отправления культа, воду ориентирован на полное развоплощение личности в обрядовой церемонии, включающей приношение в жертву животных и ритуальные танцы под барабанную музыку. Участник стремится к тому, чтобы впасть в психический транс – тогда считается, что его как бы «оседлывает» вызываемый лоа, который и начинает говорить его устами. Гаитянские правительства время от времени пытались запретить воду. Диктатор Франсуа Дювалье (1957–1971) не отменял законов, формально запрещавших воду, но при этом тайно покровительствовал этому культу, используя его в политических целях. В 1987, после свержения династии Дювалье, новая конституция легализовала водуизм.

Протестантизм исповедуют ок. 16% верующих, и этот показатель растет. С конца 1970-х в стране развернули широкую миссионерскую деятельность североамериканские религиозные секты – Адвентисты Седьмого Дня, баптисты и др. Они проникли в отдаленные сельские уголки и начали теснить католицизм и воду. Протестантская епископальная церковь имеет в своем распоряжении крупную радиостанцию.

В 1980-е молодые представители низшего католического клира организовали среди крестьян движение за земельную реформу, а в городах создали общественные движения среди рабочих, женщин и молодежи. Эти клирики, носители т.н. «теологии освобождения», начали подрывать официальную дювальистскую церковную иерархию (в 1966, по конкордату с Ватиканом, гаитянская церковь получила разрешение выдвигать на высшие церковные посты местных жителей). Тем самым они способствовали глубоким преобразованиям как в церковной, так и в политической жизни страны. Католическая радиостанция «Радьо Солей» («Радио Солнце») и общины молодых церковных священнослужителей стали рупором антидювальистской оппозиции. Один из лидеров этого движения, священник Жан Бертран Аристид, в 1991 стал первым демократически избранным президентом Гаити.

назад   дальше



ГАИТИ
ПРИРОДА
Строение поверхности
Климат
Флора
НАСЕЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Население
Язык
Религия
Правительство
ЭКОНОМИКА
Производство
Торговля
Экономическое развитие
Транспорт
Финансы
ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Образование
Культура
ИСТОРИЯ
Открытие и колонизация
Восстание
Независимость и анархия
Объединение
Интервенция США
Гаити в 1930–1950-е годы
Период диктатуры Дювалье
После Дювалье
Диктатура Седра и Франсуа
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
03/12/2021

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!