Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Государственный строй. Британский протекторат Ньясаленд стал независимым государством Малави 6 июля 1964. В 1966 в Малави была принята конституция, утвердившая республиканскую форму правления. С 1966 по 1994 во главе Малави стоял председатель правящей Партии Конгресс Малави (ПКМ) и пожизненный президент страны Хейстингс Камузу Банда, установивший диктаторский режим. Законодательный орган (Национальное собрание) состоял из 87 депутатов, чьи кандидатуры выдвигались окружными комитетами ПКМ и утверждались Х.Бандой. Члены молодежного крыла правящей партии терроризировали население. Всякая оппозиция была запрещена, а пресса и радио находились под личным контролем Банды и его доверенных лиц. На состоявшихся в мае 1994 свободных выборах было избрано 177 членов парламента, из которых 86 являлись сторонниками Объединенного Демократического Фронта (ОДФ), 35 принадлежали Альянсу за демократию (АФОРД) и 56 ПКМ. ОДФ сформировал правительство во главе с президентом Бакили Мулузи, которое вскоре было расширено за счет включения министров из членов АФОРД. Депутаты Национального собрания одобрили и приняли конституцию, гарантирующую проведение выборов на многопартийной основе. Авторитарный режим сменился демократическим, появились свободная пресса и негосударственное радиовещание. Судебная система Малави мало изменилась с колониальных времен и состоит из судов, которые руководствуются английским общим правом (кроме случаев, оговоренных статутным правом), судов обычного права. Высокий суд в составе верховного судьи и пяти судей обладает неограниченной юрисдикцией в решении гражданских и уголовных дел и апелляционной юрисдикцией в отношении нижестоящих судов. Малави член ООН, Организации африканского единства (ОАЕ), Сообщества развития Юга Африки (САДК) и Общего рынка стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). В 1996 армия Малави насчитывала 9,8 тыс. человек на действующей службе и 1 тыс. резервистов. Экономика. Основным занятием большинства малавийцев является натуральное сельское хозяйство выращивание кукурузы, маниока, проса и бобовых. Рацион жителей Малави включает также рыбу, обычно вяленую, мясо домашних животных и дичь. В 1995 доля продукции сельского хозяйства составила 45% ВВП и 90% от экспортных поступлений. Основные статьи экспорта табак, выращиваемый в центральных и южных районах (75% валютных поступлений в 1996), чай, возделываемый в районах Чоло и Муландже, сахар из южных районов и арахис, преимущественно выращиваемый в центральной части страны. Экспортируют также кофе, маниок и хлопок-сырец. В результате засухи 19921996 экономика страны понесла значительные потери.В 1995 доля промышленной продукции в ВВП составила 30%. В промышленности преобладает переработка сельскохозяйственного сырья. Имеются табачные, чайные, хлопкоочистительные, мукомольные предприятия, маслобойни, скотобойни и холодильные установки. Обрабатывающая промышленность представлена также текстильными, швейными и обувными фабриками. Налажено производство строительных материалов и деревообработка. Лишь 25% промышленной продукции идет на экспорт. В стране обнаружены месторождения каменного угля (Ливингстония, Нкала, Сумбу), железной руды (Дзонзе, Миндейле), бокситов (Миланже), золота и драгоценных камней. Ведется добыча каменного угля, мрамора, агатов и др.Основной источник энергии древесина, за счет которой удовлетворяется 90% потребностей страны. В 1998 ГЭС Малави выработали 219 тыс. кВт, но из-за неравномерного режима стока р.Шире часто возникают перебои в энергоснабжении. Основной потребитель энергии промышленные предприятия. Нефтепродукты импортируются. В Малави, не имеющей выхода к морю, очень высокая стоимость грузовых перевозок. Экспортные грузы направляются по железной дороге из Блантайра, торгового центра на юге страны, в порт Накала и автотранспортом в порт Бейра (оба порта в Мозамбике). На территории Малави железная дорога соединяет Блантайр с Лилонгве, а оттуда следует на восток до Салимы (близ оз. Ньяса) и на запад к Мчинджи у границы с Замбией. Развитие озерного и речного транспорта сдерживается из-за недостатка естественных гаваней на озерах и порожистости многих рек. В 1995 общая протяженность автомобильных дорог составляла 14,6 тыс. км, из них с твердым покрытием не более 1/5. Государственная авиакомпания «Эйр Малави» обслуживает два международных аэропорта и несколько местных.Основные статьи импорта готовые промышленные изделия, машины, транспортное оборудование, ткани, химические продукты и продовольствие. Малави экспортирует табак, чай и сахар. Как правило, торговый баланс страны сводится со значительным дефицитом. В 1994 стоимость импорта составила 639 млн. долл., а экспорта 363 млн. Главные торговые партнеры ЮАР, Зимбабве, ФРГ, США и Великобритания. В 1971 денежная единица малавийский фунт была заменена на квачу. Обычно государственные расходы превышают поступления в бюджет. В 19941995 финансовом году дефицит бюджета составил 15,1% ВВП. Для его покрытия и создания фондов развития экономики привлекается финансовая помощь Великобритании, США и стран ЕС. В 1997 Малави по душевому доходу населения входила в число беднейших стран мира. |
|