Рассредоточение в воде или пище. Передача болезни через воду или пищу может быть осуществлена одними и теми же микроорганизмами. Теоретически возможно заразить систему водоснабжения больших городов. Например, только 5 г сухих бактерий Salmonella требуется для заражения 1 млн. л воды. Использование пищи или воды как носителей биологического оружия наиболее эффективно для заражения небольших групп людей, особенно если их трудно или невозможно атаковать другими видами оружия, в частности биологическими аэрозолями.

Рассредоточение переносчиками. Некоторые болезни, в основном вирусного происхождения, в естественных условиях переносятся насекомыми, которые передают инфекцию через укусы. Можно вызвать эпидемию, заразив какую-нибудь популяцию насекомых. Другие переносчики, скажем грызуны, могли бы распространять бактериальные болезни, например туляремию и чуму.

ЗАЩИТА ОТ ХИМИЧЕСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ БОЕВЫХ СРЕДСТВ

Защитная система, предохраняющая от атаки химическими и биологическими боевыми средствами, должна обеспечивать обнаружение, оповещение, взятие проб, быстрое определение примененных средств, защиту дыхательных путей и кожи, обезвреживание, профилактику и лечение.

Обнаружение. ХБ-средства. В случае атаки ХБ-средствами должны быть приняты защитные меры и проведено обнаружение, позволяющее установить факт использования, концентрацию и тип средства.

Обнаружение капель ХБ-средства на земле, растительности, оружии и одежде проводится с помощью индикаторной бумаги. Обнаружение основывается на определенных красителях, избирательно растворяющихся в ХБ-средствах. Когда капля ХБ-средства попадает на индикаторную бумагу, она растворяет краситель, и появляется окрашенное пятно. G-средства, V-средства и иприт могут быть избирательно обнаружены с помощью индикаторной бумаги.

ХБ-средства в форме газа или аэрозоля в воздухе могут быть обнаружены различными способами. Методы обнаружения разделяются на ручные и автоматические. Для ручного обнаружения с помощью зонда (индикаторной трубки) используется химическая цветная реакция. Образец воздуха прокачивается насосом через пропитанный субстратом слой силикагеля, в котором поглощается ХБ-средство. После добавления проявителя при наличии ХБ-средства происходит изменение цвета. Аналогично можно использовать пропитанную субстратом бумагу, которая проявляется после экспозиции. Таким способом можно обнаружить G-средства, иприт и цианистый водород.

Блокирование фермента холинэстеразы нервно-паралитическим веществом применяется при ферментном определении. Если пропитанный ферментом лист бумаги после экспозиции показывает характерную цветную реакцию, это означает присутствие в воздухе нервно-паралитического вещества.

В ситуациях, когда требуется долговременное обнаружение, применяется специализированная автоматическая аппаратура. Такая аппаратура сложна и требует квалифицированного обслуживания. автоматическое обнаружение обычно основывается на химических или ферментных реакциях и оптических либо ионизационных методах.

ББ-средства. Крайне трудно выявить атаку с помощью биологического оружия, если не обнаружен носитель оружия или диверсант.

Биологические аэрозоли теоретически можно было бы обнаружить посредством быстрого выявления микроорганизмов в пробах воздуха, однако до сих пор не создано надежного стандартного прибора, который бы позволял это заранее делать.

Защитное снаряжение. ХБ-средства. Защитное снаряжение применяется для установления физического барьера между телом и отравляющим веществом.

Главный предмет в списке индивидуального снаряжения, защищающего от ХБ-средств, – устройство для защиты органов дыхания, глаз и лица, известное как противогаз. Основные компоненты противогаза – шлем-маска, изготовленная из газонепроницаемого материала, и противогазовая коробка с аэрозольным и угольным фильтрами. Аэрозольный фильтр удаляет аэрозоли посредством механической фильтрации. Активированный уголь, пропитанный солями меди, хрома и серебра, обладает большой сорбционной способностью по отношению к отравляющим веществам, присутствующим в воздухе в виде паров и газов.

Защита кожи от отравляющих жидкостей обеспечивается специальной одеждой, которая выпускается в двух разновидностях. Одна из них непроницаема для жидкостей. Другая, хотя и проницаема для воздуха и влаги, обрабатывается таким образом, чтобы не пропускать отравляющие вещества. Примером одежды первого типа являются защитные костюмы, изготовленные из найлоновых тканей с подкладкой из бутилкаучука. Одежда второго типа может иметь, например, внешний слой из маслостойкой ткани и внутренний слой из тонко измельченного активированного угля на основе из пенопласта.

Предусмотрены убежища для коллективной защиты не только гражданского населения, но и специальных групп военного персонала. При постройке должна обеспечиваться газонепроницаемость таких убежищ и устанавливаться система подачи очищенного воздуха. Создание избытка внутреннего давления над атмосферным служит дополнительным препятствием для попадания внутрь наружного воздуха.

ХИМИЧЕСКОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ