Вывести на печать

Послевоенный период. Число советских дальних бомбардировщиков в конце 1940-х годов заметно увеличилось, а после проведения в 1949 испытаний советской атомной бомбы впервые возникла угроза ядерного нападения. В начале 1950-х годов Канада и США пришли к соглашению о создании сети радиолокационных комплексов, охватывающей всю Северную Америку. Первой была построена «Пайнтри лайн» – единая система, в состав которой входило 33 РЛС, размещенных вдоль южной границы Канады. Создание ее завершилось в 1954 и обошлось примерно в 50 млн. долл. Эта линия обеспечивала круглосуточное слежение и перехват целей на всем североамериканском субконтиненте, от океана до океана; основными ее недостатками были наличие в линии маловысотных окон и малая глубина эшелонирования прикрытия. Для устранения этих недостатков было рекомендовано построить еще две сети РЛС. К 1957 была построена среднеканадская линия («Макгилл фенс»), идущая практически по 55-й параллели. Среднеканадская линия образовала систему раннего радиолокационного обнаружения низколетящего самолета, однако она не обеспечивала слежения за целью. Создание этой линии, полностью финансировавшееся Канадой, обошлось в 227 млн. долл. Третий и наиболее известный рубеж дальнего радиолокационного предупреждения («Дью») содержал трансконтинентальную цепь РЛС, протянувшуюся вдоль 70-й параллели, в 320 км от Северного Полярного круга. Сооружение этой линии, состоящей из 57 РЛС, было завершено в июле 1957. Затраты США на ее строительство составили ок. 350 млн. долл.

(55.14 Кб)

С завершением строительства этих трех линий РЛС для ПВО в США и Канаде стало возможно получить предупреждение о приближении вражеских бомбардировщиков за 2–3 часа до налета. Этого времени достаточно для идентификации и перехвата самолета, летящего с севера. При нападении со стороны Тихого или Атлантического океана противника должны были обнаружить патрульные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, патрульные корабли ВМС и радиолокационные станции на морских платформах.

Функционирование этой весьма насыщенной и сложной сети РЛС требовало повседневной координации действий в различных вопросах тактического характера. Поэтому естественным шагом явилось учреждение структуры, необходимой для осуществления оперативного управления. Объединенное командование ПВО североамериканского континента НОРАД действует с 12 сентября 1957. Его штаб-квартира располагается на территории авиационной базы ВВС в Колорадо-Спрингс (шт. Колорадо).

В последующие несколько лет численность состава войск ПВО резко возросла. К началу 1960-х годов четверть миллиона канадцев и американцев работали в многоэтажных подземных комплексах, центрах управления и на аэродромах базирования истребителей-перехватчиков и базах ракет класса «земля – воздух».

Изменившаяся угроза. В начале 1960-х годов характер угроз нападения извне радикально изменился, поскольку Советский Союз сконцентрировал свои усилия на межконтинентальных и запускаемых с моря баллистических ракетах и на спутниковом оружии. Масштабная североамериканская система раннего радиолокационного предупреждения оказалась бесполезной для борьбы с этими средствами доставки. Поэтому была создана спутниковая система слежения и предупреждения о пуске ракет, а круг задач, стоящих перед НОРАД, расширился.

Для того чтобы предупредить угрозу нападения с воздуха, командование ПВО разделило континент на три региона: Аляску, Канаду и континентальную часть США (КОНЮС). Предполагалось, что при обнаружении и опознании самолета противника сообщение о нем немедленно передается пилотам истребителей-перехватчиков, которые встречают бомбардировщики на максимальном удалении от их цели.

При этом траектории атакующих самолетов противника регистрируются и анализируются с помощью системы «Сейдж», которая выводит истребители-перехватчики на конкретные цели и управляет пусками зенитных ракет. Система «Сейдж» может отслеживать одновременно 400 отдельных траекторий, 200 из которых зарезервированы за ракетами, которые должны наводиться из центра управления на цели. В начале 1960-х годов в распоряжении командования ПВО находились 2000 истребителей-перехватчиков, 3900 вспомогательных самолетов поддержки, 575 ракет класса «земля – воздух», 480 РЛС и четверть миллиона служащих.

Во Второй мировой войне бомбардировщик был самым разрушительным из имевшихся в то время средств уничтожения, однако защита от него была вполне реальной. Баллистические ракеты с ядерным зарядом и маневрирующими головками индивидуального наведения практически не могут быть перехвачены на нисходящей ветви траектории. По этой причине важно перехватить их как можно раньше. Первая программа ПРО (противоракетной обороны) начала осуществляться в США в 1967, и эта программа была нацелена на уничтожение ракет сразу после запуска.

Меры, направленные на перестройку НОРАД, привели к уменьшению численности истребителей-перехватчиков и частичной консервации сети РЛС. Вероятность поражения межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) удалось снизить посредством строительства подземных сооружений, избавления от излишеств и рассредоточения ресурсов. Был построен подземный центр управления боевыми действиями в Шайенских горах в окрестностях Колорадо-Спрингс. Еще один подземный центр управления был построен в Норт-Бэй (шт. Онтарио). Однако расходы, связанные с войной во Вьетнаме, помешали полной модернизации ПВО США в 1960-х годах.

(32.94 Кб)

В 1970-е годы появились военные спутники, способные решать многие задачи оперативного характера, включая обнаружение потенциальных целей. В 1973 было одобрено создание глобальной навигационной спутниковой системы, введенной в действие к концу 1980-х годов. Она произвела настоящую революцию в навигации и управлении, необходимом как для военных, так и для гражданских нужд. См. также НАВИГАЦИЯ; ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; АЭРОНАВИГАЦИЯ; ВОЙНЫ ЗВЕЗДНЫЕ; КОСМОСА ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

В 1976 стало ясно, что Советский Союз уделяет все больше внимания разработке ракет, способных уничтожать спутниковые системы ПРО. Как и ранее, советская инициатива вызвала соответствующую реакцию в США: президент Дж.Форд поручил министерству обороны создать более совершенную спутниковую систему ПРО.

Главными мероприятиями по модернизации ПВО, которые были проведены в соответствии с нуждами НОРАД, были: 1) замена линии «Дью» усовершенствованными арктическими РЛС, которые получили название северной системы раннего обнаружения и предупреждения «Ньюс»; 2) развертывание загоризонтных РЛС обратного рассеяния; 3) более широкое использование самолетных систем дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения «АВАКС»; 4) оснащение НОРАД самолетами F-15, F-16 и CF-18. В 1980-е годы МБР и БРПЛ, запускаемые с подводных лодок, стали угрозой для безопасности североамериканского континента, и это было учтено при модернизации НОРАД.

С появлением крылатых ракет слежение за атмосферой вновь стало одной из важных задач. Можно сказать, что крылатые ракеты, запущенные с борта самолета или корабля, вернули к жизни бомбардировочную авиацию. Крылатые ракеты особо опасны, поскольку их труднее обнаружить (из-за сравнительно небольших размеров и способности лететь на низкой высоте, следуя за рельефом местности), чем баллистические ракеты или бомбардировщики 1950-х годов, управляемые летчиками.

назад   дальше



ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Вторая мировая война и ее уроки
Послевоенный период
Изменившаяся угроза
ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
20/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!