Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА |
ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА
защита некоторого района от поражения с воздуха оружием, доставляемым самолетами, крылатыми или баллистическими ракетами. Ранее термин «противовоздушная оборона» (ПВО) означал защиту группировок вооруженных сил и используемой ими техники во время боевых действий. Однако достижения в области авиации и различных видов вооружения изменили характер ПВО. Основу единых систем ПВО ПРО составляют наземные радиолокационные станции обнаружения и слежения и авиационно-ракетное оружие. См. РАДИОЛОКАЦИЯ;
РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ.
Восстановить эффективность ПВО помогли три новых технических достижения. Первым был компьютер. Вторым радиолокатор, который может достаточно точно определить координаты объекта в пространстве и передать эту информацию непосредственно на компьютер. (При этом существенно сократилось время готовности к открытию стрельбы благодаря компьютерному управлению гидроприводами, которые автоматически и непрерывно наводят орудия на цель.) Третьим стал дистанционный взрыватель, который подрывает зенитный снаряд в точке траектории, ближайшей к цели. Эти три достижения повысили эффективность средств ПВО в целом и зенитной артиллерии в частности. Оборона передовых позиций сухопутных войск и защита от низколетящих летательных аппаратов требуют, чтобы орудия наводились быстро, имели большую скорострельность и были достаточно мобильными для того, чтобы сопровождать пехоту и танковые войска. Ранее этим требованиям удовлетворяли пулеметы с водяным охлаждением и 37-мм зенитное орудие. Во время Второй мировой войны им на смену пришли скорострельные пушки с воздушным охлаждением (в виде счетверенной установки) и автоматические пушки в буксируемом и самоходном вариантах. Одновременно с совершенствованием средств ПВО сухопутных войск происходило развитие корабельной зенитной артиллерии ВМС США. Тактическая доктрина требовала, чтобы истребительная авиация защищала всю прифронтовую зону, а зенитная артиллерия лишь объекты, существенные с точки зрения военных действий. Совершенствование вооружений ПВО сопровождалось ростом численности ее подразделений. Вместо имевшихся у американцев во время Первой мировой войны 7 батальонов зенитной артиллерии в ходе Второй мировой появились 368 батальонов, не считая отдельных зенитных батарей, эквивалентных примерно 20 батальонам. Географическая изолированность США приводила многих военных теоретиков к выводу о несущественности ПВО. Однако катастрофа Пирл-Харбора в декабре 1941 опровергла эту точку зрения. К середине 1940-х годов угроза воздушного нападения на США исчезла, и в 1944 сеть РЛС была демонтирована. Однако война в Японии повторила то, что случилось ранее в Пирл-Харборе и Европе. Лишенная сколько-нибудь значимой ПВО, японская территория оказалась весьма уязвимой. «Суперкрепости» B-29 в полном объеме использовали опыт союзников, приобретенный в войне с Германией. События августа 1945 ликвидировали последние сомнения в необходимости обезопасить США от нападения с воздуха. Результат атомной бомбардировки Японии американскими летчиками был ужасающим: 70 тысяч убитых и гораздо большее число пострадавших. Стратегическая авиация и ядерное оружие изменили характер войны (см. ВОЙНА ЯДЕРНАЯ). Международная напряженность и распространение ядерного оружия в мире также совершенно изменили первоначальное значение термина «противовоздушная оборона». Это изменение наглядно проявилось сразу же после окончания Второй мировой войны. Командование противовоздушной обороны США, преданной забвению в годы войны, но воскрешенной в 1946, приступило к развертыванию системы ПВО в северо-восточных и северо-западных районах США. Ответственность за организацию и работу этой системы была возложена на континентальное авиационное командование. В его распоряжении имелось 30 радиолокационных станций и 20 эскадрилий истребителей.В 1951 США создали систему ПВО, чтобы защитить страну в случае возникновения новой мировой войны. С этого момента содержание термина «противовоздушная оборона» перестало быть чисто военным; теперь ПВО, вообще говоря, предполагает защиту гражданского населения, промышленных предприятий и воинских подразделений. ПВО обеспечивается сухопутными силами, ВМС и корпусом морской пехоты, а также ВВС США, имеющими в своем распоряжении авиацию, артиллерию, управляемые реактивные снаряды и ракеты и, кроме того, оборудование, необходимое для раннего обнаружения цели, предупреждения и управления. Послевоенный период. Число советских дальних бомбардировщиков в конце 1940-х годов заметно увеличилось, а после проведения в 1949 испытаний советской атомной бомбы впервые возникла угроза ядерного нападения. В начале 1950-х годов Канада и США пришли к соглашению о создании сети радиолокационных комплексов, охватывающей всю Северную Америку. Первой была построена «Пайнтри лайн» единая система, в состав которой входило 33 РЛС, размещенных вдоль южной границы Канады. Создание ее завершилось в 1954 и обошлось примерно в 50 млн. долл. Эта линия обеспечивала круглосуточное слежение и перехват целей на всем североамериканском субконтиненте, от океана до океана; основными ее недостатками были наличие в линии маловысотных окон и малая глубина эшелонирования прикрытия. Для устранения этих недостатков было рекомендовано построить еще две сети РЛС. К 1957 была построена среднеканадская линия («Макгилл фенс»), идущая практически по 55-й параллели. Среднеканадская линия образовала систему раннего радиолокационного обнаружения низколетящего самолета, однако она не обеспечивала слежения за целью. Создание этой линии, полностью финансировавшееся Канадой, обошлось в 227 млн. долл. Третий и наиболее известный рубеж дальнего радиолокационного предупреждения («Дью») содержал трансконтинентальную цепь РЛС, протянувшуюся вдоль 70-й параллели, в 320 км от Северного Полярного круга. Сооружение этой линии, состоящей из 57 РЛС, было завершено в июле 1957. Затраты США на ее строительство составили ок. 350 млн. долл.С завершением строительства этих трех линий РЛС для ПВО в США и Канаде стало возможно получить предупреждение о приближении вражеских бомбардировщиков за 23 часа до налета. Этого времени достаточно для идентификации и перехвата самолета, летящего с севера. При нападении со стороны Тихого или Атлантического океана противника должны были обнаружить патрульные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, патрульные корабли ВМС и радиолокационные станции на морских платформах. Функционирование этой весьма насыщенной и сложной сети РЛС требовало повседневной координации действий в различных вопросах тактического характера. Поэтому естественным шагом явилось учреждение структуры, необходимой для осуществления оперативного управления. Объединенное командование ПВО североамериканского континента НОРАД действует с 12 сентября 1957. Его штаб-квартира располагается на территории авиационной базы ВВС в Колорадо-Спрингс (шт. Колорадо). В последующие несколько лет численность состава войск ПВО резко возросла. К началу 1960-х годов четверть миллиона канадцев и американцев работали в многоэтажных подземных комплексах, центрах управления и на аэродромах базирования истребителей-перехватчиков и базах ракет класса «земля воздух». Изменившаяся угроза. В начале 1960-х годов характер угроз нападения извне радикально изменился, поскольку Советский Союз сконцентрировал свои усилия на межконтинентальных и запускаемых с моря баллистических ракетах и на спутниковом оружии. Масштабная североамериканская система раннего радиолокационного предупреждения оказалась бесполезной для борьбы с этими средствами доставки. Поэтому была создана спутниковая система слежения и предупреждения о пуске ракет, а круг задач, стоящих перед НОРАД, расширился.Для того чтобы предупредить угрозу нападения с воздуха, командование ПВО разделило континент на три региона: Аляску, Канаду и континентальную часть США (КОНЮС). Предполагалось, что при обнаружении и опознании самолета противника сообщение о нем немедленно передается пилотам истребителей-перехватчиков, которые встречают бомбардировщики на максимальном удалении от их цели. При этом траектории атакующих самолетов противника регистрируются и анализируются с помощью системы «Сейдж», которая выводит истребители-перехватчики на конкретные цели и управляет пусками зенитных ракет. Система «Сейдж» может отслеживать одновременно 400 отдельных траекторий, 200 из которых зарезервированы за ракетами, которые должны наводиться из центра управления на цели. В начале 1960-х годов в распоряжении командования ПВО находились 2000 истребителей-перехватчиков, 3900 вспомогательных самолетов поддержки, 575 ракет класса «земля воздух», 480 РЛС и четверть миллиона служащих. Во Второй мировой войне бомбардировщик был самым разрушительным из имевшихся в то время средств уничтожения, однако защита от него была вполне реальной. Баллистические ракеты с ядерным зарядом и маневрирующими головками индивидуального наведения практически не могут быть перехвачены на нисходящей ветви траектории. По этой причине важно перехватить их как можно раньше. Первая программа ПРО (противоракетной обороны) начала осуществляться в США в 1967, и эта программа была нацелена на уничтожение ракет сразу после запуска. Меры, направленные на перестройку НОРАД, привели к уменьшению численности истребителей-перехватчиков и частичной консервации сети РЛС. Вероятность поражения межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) удалось снизить посредством строительства подземных сооружений, избавления от излишеств и рассредоточения ресурсов. Был построен подземный центр управления боевыми действиями в Шайенских горах в окрестностях Колорадо-Спрингс. Еще один подземный центр управления был построен в Норт-Бэй (шт. Онтарио). Однако расходы, связанные с войной во Вьетнаме, помешали полной модернизации ПВО США в 1960-х годах. В 1970-е годы появились военные спутники, способные решать многие задачи оперативного характера, включая обнаружение потенциальных целей. В 1973 было одобрено создание глобальной навигационной спутниковой системы, введенной в действие к концу 1980-х годов. Она произвела настоящую революцию в навигации и управлении, необходимом как для военных, так и для гражданских нужд. См. также НАВИГАЦИЯ; ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; АЭРОНАВИГАЦИЯ; ВОЙНЫ ЗВЕЗДНЫЕ; КОСМОСА ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. В 1976 стало ясно, что Советский Союз уделяет все больше внимания разработке ракет, способных уничтожать спутниковые системы ПРО. Как и ранее, советская инициатива вызвала соответствующую реакцию в США: президент Дж.Форд поручил министерству обороны создать более совершенную спутниковую систему ПРО.Главными мероприятиями по модернизации ПВО, которые были проведены в соответствии с нуждами НОРАД, были: 1) замена линии «Дью» усовершенствованными арктическими РЛС, которые получили название северной системы раннего обнаружения и предупреждения «Ньюс»; 2) развертывание загоризонтных РЛС обратного рассеяния; 3) более широкое использование самолетных систем дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения «АВАКС»; 4) оснащение НОРАД самолетами F-15, F-16 и CF-18. В 1980-е годы МБР и БРПЛ, запускаемые с подводных лодок, стали угрозой для безопасности североамериканского континента, и это было учтено при модернизации НОРАД. С появлением крылатых ракет слежение за атмосферой вновь стало одной из важных задач. Можно сказать, что крылатые ракеты, запущенные с борта самолета или корабля, вернули к жизни бомбардировочную авиацию. Крылатые ракеты особо опасны, поскольку их труднее обнаружить (из-за сравнительно небольших размеров и способности лететь на низкой высоте, следуя за рельефом местности), чем баллистические ракеты или бомбардировщики 1950-х годов, управляемые летчиками. Сеть наземных РЛС образована комплексами раннего предупреждения о пуске баллистических ракет, к строительству которых США приступили еще в начале 1960-х годов. Эти комплексы, располагающиеся в Гренландии (Туле), Великобритании (Файлингдэйлз-Мур) и на Аляске (Клир), обеспечивают радиолокационное слежение за любым искусственным воздушно-космическим объектом. Схема обнаружения и слежения гарантирует, что любой запуск будет выявлен по крайней мере двумя различными способами. Вместе с использованием систем наземного и космического базирования (РЛС и спутниковых станций обнаружения и слежения) ведется круглосуточное дежурство истребителей-перехватчиков над определенными зонами североамериканского субконтинента. Истребители ПВО определяют, является ли самолет-нарушитель пассажирским лайнером, сбившимся с курса, или же это бомбардировщик противника либо крылатая ракета. При необходимости число истребителей может быть существенно увеличено за счет самолетов ВВС и национальной гвардии США, морской пехоты, ВМС США и Канады. Принимая решение открыть огонь, летчик должен действовать строго по правилам; за 35 лет патрулирования истребителями ПВО не был обстрелян ни один самолет. Силы перехвата ПВО используют американские истребители F-15 «Игл», а также канадские истребители C F-18 «Хорнет» и F-16 «Файтинг Фолкон».Система ПВО североамериканского субконтинента использует также самолеты-разведчики «АВАКС» и самолеты-заправщики для увеличения радиуса действия истребителей-перехватчиков. В случае нападения на США с воздуха информация мгновенно будет передана в центр управления североамериканского субконтинента и в командный центр управления НОРАД в Шайенских горах под Колорадо-Спрингс. Командование ПВО оперативно оценивает угрозу, принимает решение и отдает приказы соединениям ПВО. В случае необходимости федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям должно оповестить гражданское население соответствующих регионов страны о воздушном нападении. При этом начинает действовать чрезвычайная система радиовещания, и все пассажирские полеты прекращаются. См. также АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ; АРТИЛЛЕРИЯ; ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА; ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ВОЙНЫ ЗВЕЗДНЫЕ; РАДИОЛОКАЦИЯ.Анаймович М.А. и др. Войска противовоздушной обороны страны. М., 1968 Лозик П.М. Противовоздушная оборона сухопутных войск. М., 1979 Ширман Я.Д., Манжос В.Н. Теория и техника обработки радиолокационной информации на фоне помех. М., 1981
|
"ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА" STUDENTS.BY |