Цератопсы, или рогатые динозавры, появились среди гигантских рептилий последними. Их череп оканчивался высоким и узким беззубым клювом, а сзади разрастался в широкий костный воротник, который нависал над шеей примерно настолько же, насколько простиралась вперед остальная часть головы. Известно несколько вариантов «рогатости» этих рептилий. Некоторые из них практически безроги, другие несли лишь один рог – на рыле, а, скажем, у рода Triceratops их было три – по одному на рыле и над глазами. Традиционно считается, что эти рога использовались в схватках с хищниками. Однако аналогия с ныне живущими рогатыми животными, например буйволом, наводит на мысль об определенной роли таких структур в распознавании полового партнера и других формах социального поведения, особенно связанных с доминированием и спариванием.

Задние ноги цератопсов длинные и тяжелые, а передние, хотя и не столь внушительные, для птицетазовых относительно крупные; лапы широкие и короткие. Туловище было толстым, а хвост массивным и коротким, приблизительно равным ему по длине. Панцирь, если не считать головного воротника, отсутствовал.

Цератопсы известны только из мела, однако они успели дать множество разнообразных морфологических типов. Protoceratops из Монголии – наиболее известная мелкая примитивная форма. На серийном материале, собранном экспедицией Американского музея естественной истории, изучен процесс индивидуального роста этих ящеров, в частности развития воротника или гребня на заднем крае их черепа. Сначала его разрастание увеличивало площадь крепления мышц, приводящих в движение нижнюю челюсть. На более поздних стадиях, а также по мере специализации цератопсов воротник, вероятно, принимал на себя функцию защиты шеи как наиболее уязвимой области тела. С учетом данных, указывающих на возможную теплокровность этих ящеров, т.е. их способность поддерживать постоянную температуру тела, можно предположить, что воротник участвовал и в ее контроле, при избытке тепла рассеивая его, а при недостатке – улавливая из внешней среды.

Особенно много разнообразных цератопсов обнаружено в верхнемеловых отложениях Азии и Северной Америки. Больше других известен Triceratops длиной ок. 6 м. Его череп нес огромный воротник и три хорошо развитых рога. Ноздри были очень велики, верхняя челюсть завершалась мощным клювом, щечные зубы развивались слабо. Несколько меньший Monoclonius отличался присутствием всего одного рога на морде. У рода Styracosaurus тоже был лишь один носовой рог, зато его воротник окаймляли длинные шипы.

Цератопсы относятся к наиболее многочисленным динозаврам конца мелового периода. Вероятно, они были хорошо адаптированы к жизни на открытых пространствах и питанию цветковыми растениями. Несмотря на обилие этих ящеров, прежде всего из рода Triceratops, они не пережили перехода от мезозоя к кайнозою, и их вымирание ознаменовало конец эпохи динозавров.

В начале 1920-х годов в нижнемеловых отложениях монгольской пустыни Гоби обнаружены гнезда с яйцами Protoceratops. Со времени этого открытия было найдено много других гнезд динозавров. Прекрасно сохранившиеся захоронения такого типа раскапывают в Монголии. Они содержат целые кладки яиц утконосых динозавров с невылупившимися эмбрионами и скелеты их детенышей. Там же найдены гнезда мелких двуногих орнитопод и неизвестных крупных животных.

Как показали эти находки, уход за гнездом и забота о потомстве у утконосых динозавров были сложнее, чем у современных крокодилов, которые обнаруживают лишь зачатки родительского поведения. Такие особенности, как строительство гнезда, признаки заботы о потомстве вместе с возможной теплокровностью, широким разнообразием типов динозавров и освоенных ими местообитаний, а также свидетельствами их стадного поведения, позволяют говорить о сложной социальной структуре сообществ этих мезозойских рептилий, развивавшейся на протяжении 100 млн. лет их господства. Возможно, по уровню поведенческой организации они приближались к современным птицам или млекопитающим.

КОНЕЦ ЭРЫ ДИНОЗАВРОВ

В позднем мелу сложная экосистема, в которую входили динозавры, включала также цветковые растения, многие типы насекомых, ящериц, змей, черепах, крокодилов, а также летающих рептилий и птиц. В ней присутствовали и очень мелкие млекопитающие. С окончанием мелового периода вымирание динозавров резко изменило эту динамичную биоту.

Что касается динозавров, остаются нерешенными два особенно интересных вопроса. Почему столь многие их линии развивались в сторону увеличения размеров, и от чего добившиеся такого явного успеха формы вымерли? В обоих случаях можно сделать лишь некоторые предположения. Многие группы животных в ходе своей эволюции имели тенденцию к увеличению размеров. В общем, крупные размеры особей в популяции дают им преимущества перед остальными в смысле защиты от врагов, добывания корма, спаривания и т.д. Однако в эволюции динозавров такая тенденция привела к явным излишествам. Не вполне понятно, отчего так получилось. Вероятно, сыграли свою роль устойчивая температура и обилие растительного корма. За увеличением размеров фитофагов почти наверняка последовало укрупнение питавшихся ими хищников. Межвидовая и внутривидовая конкуренция и естественный отбор привели к своего рода порочному кругу, точнее, спирали, ведущей к гигантизму. Конечно, он присущ не только динозаврам и возникал также у рыб, морских рептилий, летающих ящеров и млекопитающих, среди которых появились, в частности, огромные киты.

Неясными остаются причины вымирания динозавров. В конце мезозоя изменились физические условия среды. Вероятно, они стали для динозавров менее благоприятными, чем ранее. Однако в прежние эпохи эти ящеры переживали гораздо более значительные смены условий, и некоторые относительно неспециализированные их формы были в состоянии адаптироваться к экологическим сдвигам такого масштаба, какой отражен в геологической летописи конца мелового периода.

К тому же важно учесть, что вымерли не только динозавры. Окончания мела не пережили некоторые другие наземные животные, ряд пресноводных и морских рыб, а также морские рептилии – плезиозавры и мозазавры. Вымирание, или серьезное сокращение разнообразия и численности, постигло также определенные группы морских беспозвоночных. Нет сомнений, что эволюционный упадок всех этих организмов каким-то образом обусловлен внешними событиями.

В большинстве современных исследований непосредственной причиной вымирания динозавров считается глобальная катастрофа. Интенсивно изучаются климатические последствия, к которым могло привести столкновение Земли с кометой или огромным астероидом. Во многих местах планеты на границе между меловыми и третичными породами залегает тонкий слой глины с намного превышающим норму содержанием редких металлов, включая иридий. Многие полагают, что такая высокая их концентрация при столь широком распространении может быть обусловлена только столкновением с космическим телом, например с гигантским метеоритом, планетоидом или кометой. Тектонические свидетельства колоссальной силы удара в конце мела недавно обнаружены в области Карибского бассейна. Однако другие ученые считают, что вымирание могло наступить в результате интенсивной вулканической деятельности, которая также зафиксирована геологической летописью в самом конце мелового периода.

Вместе с тем, даже если земная среда обитания действительно быстро изменилась вследствие одного или серии мощных катаклизмов, вопрос о влиянии этих экологических сдвигов на динозавров остается открытым. В конце мела быстро исчезли аммониты, процветавшая в мезозое группа головоногих моллюсков. В это же время резко изменились одноклеточные морские организмы фораминиферы. Однако к тому моменту уже произошло постепенное сокращение разнообразия и численности динозавров. Если тогда и и наступила глобальная катастрофа, это могло послужить причиной исчезновения лишь последних представителей их некогда могучего племени, если только оно не угасло еще раньше.

Таким образом, вполне вероятно, что в основе вымирания динозавров, как и других массовых вымираний, происходивших в истории Земли, лежит сложный комплекс эволюционных преобразований растительного и животного мира, а также физических событий, связанных с изменениями площади и очертаний суши и моря, горообразовательными процессами, распределением температур, ветров и океанических течений.

ДИНОЗАВРЫ