Вывести на печать

САМАННАПХАЛА-СУТТА (пали – «Наставление о плодах подвижничества»), вторая сутта Дигха-никаи, важный источник по шраманскому периоду (середина I тыс. до н.э.). В сутте описана прекрасная лунная ночь, во время которой Аджаташатру, царь могущественной Магадхи, желает послушать какого-нибудь знаменитого учителя. Его придворные предлагают ему призвать одного из шести знаменитых философов того времени, а детский врач Дживака сообщает, что неподалеку остановился Будда с 1250 монахами, «блаженный, знающий все миры... учитель богов и людей». Посетив Будду, царь задает ему вопрос о том, имеются ли какие-либо осязаемые «плоды» подвижничества (ему надо знать, как вести себя с аскетами), сопоставимые с «плодами» других профессий. Будда, в свою очередь, спрашивает царя, что говорят об этом другие наставники народа. Царь вспоминает, что ему ответили шесть философов. Далее составитель Саманнапхала-сутты излагает воззрения лидеров «неортодоксальных», антибрахманистских философских течений эпохи Будды, которые характеризуются как руководители целых общин: Пурана Кассапы, Маккхали Госалы, Аджита Кесакамбалы, Пакудха Каччаны, Нигантхи Натапутты (Джина Махавира) и Санджая Белаттхипутты.

Царь не удовлетворен ответами философов, потому что их учения не позволяют понять, в чем заключается смысл аскезы. После того, как Аджаташатру изложил воззрения последнего учителя, Будда предлагает царю свой ответ на поставленный вопрос. Он спрашивает, как бы царь принял своего прежнего слугу, который, решив уйти из мира, остригся и надел желтую робу, или деревенского старосту, который совершил то же самое, и, наконец, человека, который ушел из мира, услышав проповедь Совершенного (Будды). Царь признает, что почтил бы их как только мог. Будда развивает пример, излагая стадии самоусовершенствования, которые проходит монах. После того, как монах изучает дисциплинарные правила и внимательно следит за своими мыслями и чувствами, он приступает к нравственному тренингу (cила), который состоит из четырех «частей»: 1) соблюдение закона невреждения-ахимсы – воздержание не только от причинения явного вреда всем живым существам, но и от самих возможных инструментов «вреждения» вроде посоха или оружия, а также культивирование сострадания к живым существам (каруна); 2) избежание присвоения чужого имущества, равно как и самого желания чужой собственности; 3) верность обету целомудрия (брахмачарья), включающему не только воздержание от совокупления, но и от плотских желаний, которым поддается большинство людей; 4) правдивость см. САТЬЯ – избежание любой лжи, надежность во всем и отсутствие лукавства. За нравственным тренингом следуют упражнения в контроле над всей эмоциональной сферой, в постоянном внимании к себе и в культивировании сорадования живым существам (метта). После этого можно приступать к уединенному созерцанию, затем к ступеням медитации и, наконец, к обретению сверхспособностей (типа видения прежних собственных и чужих реинкарнаций) и всеведения. Тогда «плоды подвижничества» должны быть очевидными для всех.

См. также АДЖИВИКИЗМ; АДЖИТА КЕСАКАМБАЛА; АХИМСА; БРАХМАДЖАЛА-СУТТА; БУДДА И БУДДИЗМ; ДЖАЙНИЗМ; ДЖИНА МАХАВИРА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; КАРУНА; МАЙТРИ; МАККХАЛИ ГОСАЛА; ПАКУДХА КАЧЧАНА; ПУРАНА КАССАПА; САНДЖАЯ БЕЛАТТХИПУТТА; ТРИПИТАКА; ШИЛА.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
22/06/2021

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!