Вывести на печать

БРАХМАДЖАЛА-СУТТА (пали – «Наставление о сети Брахмы»), первая по порядку из сутт («наставления», «диалоги») Дигха-никаи, открывающая корпус Сутта-питаки (основная составляющая Палийского канона) (середина I тыс. до н.э.). Рамку наставления Брахмаджала-сутты составляет дискуссия паривраджака (странствующего философа) Суппии, порицавшего «Будду, учение и общину», и его ученика Брахмадатты, вызвавшая беспокойство монахов и ответную проповедь Будды о правильном отношении к хуле и похвале «внешних», в которой он дает оценку нравам и воззрениям своего времени. При этом от лица Будды излагаются общепринятые нормы морали «простых людей» и буддийская оценка как общепринятых норм, так и позиций «шраманов и брахманов».

Сообщая монахам, за что к нему относятся с одобрением «простые люди», Будда перечисляет и те добродетели, которые в оценке «простых людей» соответствуют образу жизни «совершенного» и которыми не могут похвастаться современные ему учительствующие «шраманы и брахманы». Первая – это избежание вреждения живым существам (ахимса) и попечение о них; вторая – воздержание от присвоения того, что не дано, и довольство только добровольными пожертвованиями; третья – правдивость (ср. сатья), честность и избежание любой лжи; четвертая – избежание клеветы и миротворческая деятельность; пятая – благонравная, возвышенная и приятная для всех речь; шестая включает воздержание от празднословия, а также содержательность, умеренность и «украшенность» речи; остальные – умеренность в пище, отказ от зрелищ, предметов роскоши, серебра, золота и ненужных даров, целомудрие, брезгливое отношение к неблаговидным профессиям и нечестным способам обогащения, особенно к шарлатанству и мантике. Этот развернутый перечень составляет основное содержание «малого раздела о морали» и детализируется в «большом разделе о морали», где подробно излагаются порочные пристрастия «иных почтенных шраманов и брахманов» – особенно связанные с развлечениями, роскошью и предосудительными профессиями.

Особое значение имеет классификация философских «доктрин» (вада) и «взглядов» (диттхи) раннебуддийской Индии. «Доктрины» и «взгляды», в рамках которых различаются еще и установки-«позиции» (ваттху), классифицируются прежде всего по отношению к «прошлому» (фактическому состоянию Атмана и мира) и к «будущему» (тому, что ожидает Атмана после смерти и на что он может рассчитывать еще при жизни). В связи с «прошлым» излагаются «взгляды», соответствующие учениям 1) о вечности (безначальности) Атмана и мира (в 4 позициях), 2) о полувечности Атмана и мира (в 4 позициях), 3) о конечности и, соответственно, бесконечности мира (в 4 позициях), 4) о случайном происхождении Атмана и мира (в 2 позициях) и 5) установки тех, кто вообще уклоняется от ответов на мировоззренческие вопросы и именуется «скользкими рыбами» (в 4 позициях). В связи с «будущим» различаются учения 6) о посмертной сознательности Атмана (в 16 позициях), 7) о посмертной его бессознательности (в 8 позициях), 8) о посмертной сознательности и бессознательности одновременно (в 8 позициях), 9) о разрушении Атмана после смерти тела (в 7 позициях) и 10) о возможности достижения высшего блага еще при жизни (в 5 позициях). В итоге вся панорама философских воззрений эпохи Будды представлена в 44 позициях, в которых различаются сами модусы философствования современников Будды.

Несмотря на явные признаки схематизма и формализма, а также нумерологический характер исчислений этих позиций (для буддистов большие четные числа имели знаковый характер), в которых демонстрируются возможности тетралеммы (так, среди отстаивающих наличие у Атмана сознания после разрушения тела различаются те, кто настаивает на том, что он в этом состоянии обладает некоей «формой», или не обладает ею, или и обладает и не обладает, или не обладает и не не обладает и т.д.), сама проблематика философских дискуссий (наряду с указанным различием модусов философствования) соответствует философским интересам шраманской эпохи.

Брахмаджала-сутта наглядно демонстрирует позиции раннебуддийской общины по отношению к морали, религии и философии шраманской эпохи. Так, Будда весьма невысоко оценивает даже похвалу в свой адрес с позиций общепринятых норм морали, заявляя: «...мелко, о монахи! ничтожно и соответствует лишь [обычной] морали то, за что простые люди хвалят Совершенного». Воззрения всех групп «философов» – всего лишь следствие беспокойного стремления тех, кого влечет жажда становления, их рассуждения основываются лишь на «контакте чувств с объектами», а сами они подобны рыбам, попадающим в сеть своих «взглядов». Их «бесполезным» умозрительным интересам Будда противопоставляет предметы своих интересов – все, о чем они учат, ему уже известно, равно как и то, к каким последствиям их приведут их взгляды; он же размышляет о высшем – об «успокоении», о «восходе» и «заходе» чувств и об избежании их активности.

См. также АТМАН; АХИМСА; БРАХМАН; БУДДА И БУДДИЗМ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; МОКША; НИРВАНА; НИХШРЕЯСА; САТЬЯ; ТРИПИТАКА.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
28/11/2020

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!