Вывести на печать

Буддизм представил преимущественно «реструктуризацию» брахманистских и индуистских космографических представлений под углом зрения одновременной критики и использования доставшегося в готовом виде материала.

О том, как «палийский буддизм» строил новую мифологическую космографию, свидетельствуют некоторые схемы перегруппировки брахманистских по происхождению мифологических единиц в текстах Дигха-никаи, которые «уплотняются» новыми и становятся, наряду с ними, элементами новых иерархических конструкций.

Исходная иерархическая схема представлена в древней Кеваддха-сутте. Горожанин из Наланды по имени Кеваддха просит Будду выделить какого-нибудь монаха, чтобы тот продемонстрировал преданным общине горожанам какие-нибудь чудеса. Будда возражает, что склонен придавать значение не обычным чудесам, но другим – связанным с магической силой совершенства, знанием о внутреннем состоянии других существ и с наставлением. Он рассказывает об одном монахе, которому не давал покоя вопрос: «Где находят свой конец четыре стихии мира – земля, вода, огонь и ветер?» Сосредоточившись на нем, монах достиг концентрации сознания, позволившей ему «проложить путь» к богам. Ни одна из групп богов, возглавляемых соответствующими верховными божествами, не смогла ответить ему на его сложный вопрос, который в конце концов смог разрешить только Будда (по рекомендации самого Брахмы). Иерархия этих миров, возглавляемых соответствующими группами богов-дэвов вместе с их «лидерами» в порядке качественного возрастания (боги нижестоящие направляют монаха к следующим, которые «превосходнее и достойнее» их), такова:

Группа дэвов Глава группы
1. Cвита Четырех Великих Царей Четыре Великих Царя
2. Тридцать Три Сакка
3. Божества класса ямов Суяма
4. Обитатели неба тусита Сантусита
5. Божества класса нимманарати Суниммита
6. Божества класса паранимитта-васаватти Вассавати
7. Обитатели мира Брахмы Великий Брахма

Дополнительные опции

Популярные рубрики:



Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
26/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!


Свиту Четырех Великих Царей (чатуммахараджика дэва), хранителей мира (локапалы), образуют гандхарвы, вибхандаки, змеи-наги и якши, составляющие свиты каждого из них – Дхаттаратхи (Индра), Вирулхаки (Яма), Вирупаккхи (Варуна) и Вессаваны (Вайшравана-Кубера). В некоторых текстах называются и их супруги, например Бхунджати – жена четвертого хранителя мира. Эта группа составляет подножие иерархической пирамиды потому, что хранители мира по определению ближе всего к земле, «нижнему миру».

Мир Тридцати Трех божеств (таватимса нама дэва) соотносится с традиционным числом богов, нумерологически означающим полноту, известным еще начиная с пантеона Атхарваведы и Белой Яджурведы. Их, как и в брахманистской литературе, возглавляет первый из хранителей мира, но здесь Индра именуется Сакка (Шакра). Границы между первой и второй группой достаточно условны: четыре хранителя мира присутствуют на собраниях Тридцати Трех, которые проходят в специальном «зале» Суддхама и принимают участие во всех их «божественных делах». Наряду с Саккой их возглавляет и Паджапати (Праджапати), который также восседает там на троне. Среди других членов «коллегии Тридцати Трех» в Дигха-Никае упоминается Виссакамма (Вишвакарман) – знаменитый (еще с ведийской эпохи) божественный зодчий, которому Индра как-то велел построить дворец для Великого Царя Славы – Будды, рожденного от царя Кусавати. Дэвы этой группы могучи и динамичны. Верным ученикам Будды обеспечено рождение в мире Тридцати Трех, где они принимаются с триумфом и славой.

Третий класс дэвов (яма дэва) представляет наибольшие трудности для идентификации потому, что он как будто бы должен соотноситься с богом смерти Ямой, но это соотнесение было бы нелогичным. И даже не потому, что он уже фигурировал в числе Четырех Великих Царей (под именем Вирулхаки), но потому, что здесь нарушается сам принцип иерархичности, ибо Яма – правитель подземного мира, а не того, который возвышается над небом Тридцати Трех. Скорее, этих богов следует связывать с понятием «яма» в значении аскетического самоконтроля, «самоограждения», и в этом случае они воплощают, вместе с их лидером Суяма Дэва-путта, аскетическое совершенство. Их небо, соответственно, выше предыдущего.

Четвертая группа (тусита нама дэва) по своему именованию должна означать богов, в сознании которых преобладает чувство удовлетворенности, спокойствия и радостного мира; в них должен более других преуспеть их вождь Сантусита Дэва-путта. Они возвышаются над предшествующей группой, потому что их состояние спокойствия расценивается выше, чем напряженный аскетизм. Именно на небе Тусита рождаются все будды перед своим воплощением на земле.

Пятый класс (нимманарати нама дэва) означает небожителей, которые «радуются [собственной] креативности» и возглавляются божеством Суниммита Дэва-путта. Поскольку игровой дух почитается буддистами, как и индийцами вообще, как наилучшим образом соответствующий «состоянию божественности» (ср. популярнейший образ играющего Кришны), они стоят на ступеньку выше чем предыдущие «безмятежные» божества, в том числе в космографии.

Шестая группа (параниммита-васаватти нама дэва) походит на предыдущую, так как это те же играющие духи, возглавляемые, соответственно, божеством Васаватти Дэва-путта, но они пользуются уже не собственной креативностью, а чужой – другие существа, в том числе боги, как бы работают на них.

Завершают иерархию богов «божества группы Брахмы» (Брахма-кайика нама дэва) во главе с Великим Брахмой (Маха Брахма). Из прочих обитателей мира Брахмы тексты Дигха-Никаи называют преимущественно Санамкумару (Санаткумара) – «вечного юношу», известного из брахманической литературы, который становится здесь одним из ревностных пропагандистов буддийского учения и поощряет богов низших регионов к его освоению. Санамкумара настолько предан Будде, что даже выступает на его стороне в споре с консервативным брахманом по Амбаттха-сутте, рецитируя стих, говорящий о том, что кшатрии, а не брахманы являются лучшей варной, уступая в достоинстве лишь тем, кто достиг совершенства в мудрости и праведности. Таков высший мир пантеона тхеравадинов.

Изложенная иерархическая схема воспроизводится и в других суттах Дигха-никаи, например в Махаговинда-суттанте. В Джаванасабха-суттанте названы первые шесть классов при опущении седьмого, в Сангити-суттанте опущен первый класс. Здесь же обосновывается сам принцип субординации классов богов. В цитированном отрывке из Махаговинда-суттанты утверждается, что познавшие истину учения Будды в полноте в следующем рождении населяют мир Брахмы, остальные – последующие божественные миры, по мере совершенства. Джаванасабха-суттанта также соотносит заселение божественных миров – с шестого по первый – с успехами после «обращения к Будде, дхарме и сангхе как к прибежищу» (уточняя, что наименее «продвинувшиеся» возрождаются в облике небесных музыкантов гандхарвов). Делаются и более конкретные разграничения: вразумившийся после бесед со знаменитым учеником Будды Махакассапой материалист и циник Паяси возрождается в следующем существовании в мире свиты Четырех Великих Царей, тогда как брахман Уттара, усердный в раздаче даров, удостоился высшего – возрождения в обители Тридцати Трех.

В буддизме махаяны брахмалока, куда попадают, как и в индуизме, только те, кто до конца предан медитации, возглавляет обе сферы сансарного существования – имеющую форму (рупадхату) и не имеющую формы (арупа-дхату). К первой сфере относятся 16 миров (из них девять низших), вторая включает четыре мира и является высшей в сравнении с первой. В мифологии ваджраяны высшим миром считается акаништха (этимология слова не ясна), располагающийся над не имеющими формы, в котором обитает Ади-Будда – персонификация всех сущностей будд и бодхисаттв. Буддийская мифология признает множество брахм, но отказывает самому Брахме в «должности» создателя мира, поскольку он, как и все прочие существа, подчиняется обычному действию «закона кармы» (та же трактовка преобладала и в санкхье).

В целом буддисты полагают, что наш мир является одним из бесчисленных «мировых элементов» (лока-дхату), похожим на другие. Каждое из этих мирозданий представляет собой нечто вроде вертикального цилиндра, верх которого населен людьми, животными, «голодными духами» (прета) и богами, а низ – обитателями адов (нирайя). Выше этих «цилиндров» – миры небесных богов, солнце, звезды и прочие астральные тела, вращающиеся вокруг его оси, точнее – вокруг той же горы Меру. «Физически» каждый мир есть единство трех стихий – земли, воды и головокружительных ветров, скорость которых обеспечивает равновесие каждого из этих сложных «сооружений». Со временем, однако, каждый из них приходит в упадок и в конце концов разрушается, чтобы снова возродиться вследствие действия «закона кармы».

назад   дальше



ЛОКА
Ведизм, брахманизм, индуизм
Буддизм
Джайнизм
Литература