Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Классическая виджнянавада. Первым памятником этого периода, в котором упоминаются «три природы», следует считать Мадхьянтавибхага-сутру, приписываемую Майтреянатхе. Воображаемая реальность соотносится здесь с иллюзорным предметом, зависимая с воображением несуществующего, совершенная с отсутствием различения субъекта и объекта познания, а все вместе характеризуются как не-сущие и вечные, сущие, но не истинно, а истинно и сущие и не-сущие. В Махаяна-санграхе Асанги порядок описания начинается не с первого уровня реальности, но со второго. Реальность зависимая это познание, семенем которого является «аккумулированное сознание» (алаявиджняна) и которое принадлежит области воображения о несуществующем (абхутапарикальпа). Подразумевается познание тела, а также того, кто якобы воплощается и «вкушает» опыт (несуществующего Атмана), того, что «вкушается», времени, числа, места, языка, различия между собой и другими, благих и дурных путей перевоплощений, смерти и рождения, т.е. всего того, что считает существующим лишь профаническое мышление. Реальность воображаемая это иллюзорное явление того, что на самом деле есть чистое познание, в качестве независимо существующего предмета, которого в действительности нет. Реальность же совершенная есть совершенное отсутствие появления признаков (на деле призраков) предмета в реальности зависимой. В итоге реальность зависимая соответствует результатам неадекватного познания, воображаемая его механизму, совершенная его «снятию».Васубандху, комментировавший и приведенные положения Мадхьянтавибхага-сутры, в своем Тридцатистишье точно так же утверждает, что реальности воображаемой соответствует предмет познания, познаваемый под углом зрения различения реципиента и объекта, который в действительности не существует, обусловленной само указанное различение, происходящее от определенных условий, совершенной постоянная лишенность в обусловленной того, что составляет содержание первой.Стихотворный трактат Васубандху (который одно время приписывался Нагарджуне) Трисвабхаванирдеша (Определения трех уровней реальности) специально посвящен, как следует из самого его названия, рассматриваемой теме. С самого начала вводятся определения: «То, чт является, это [реальность] обусловленная, поскольку существование здесь связано с ближайшей причиной; то, кк является воображаемая, поскольку здесь одно только воображение. Вечное несуществование того являющегося и формы [его] проявления следует понимать как реальность совершенную, ибо она не может быть иной. При этом чт является? Воображение о не-сущем. Кк является? В виде дуальности. А каково несуществование последней? Соcтояние за пределами дуальности». В результате очевидно, что иерархизация реальности есть распределение механизма, результатов и прекращения явлений ложного познания, основывающегося на различении субъектов и объектов познавательного процесса. Васубандху демонстрирует диалектическую игру с общими «кванторами» всех трех уровней реальностей. Так, все они характеризуются в виде единства сущего и не-сущего: реальность воображаемая поскольку, с одной стороны, она воспринимается как сущее, с другой же есть бесконечно не-сущее, обусловленная поскольку существует как нечто иллюзорное, но не существует так, как является, совершенная поскольку существует как недвойственная и есть небытие двойственности. Всем трем реальностям, хотя и по разным основаниям, приписываются и единство и двойственность. После их дифференциации, при которой реальности воображаемая и обусловленная характеризуются загрязненностью, а совершенная очищенностью, Васубандху демонстрирует еще более виртуозную диалектику, показывая как на самом деле реальность третьего порядка не отлична от первых двух, а они от нее. Когда же Васубандху снисходит до популярного познания, соотношение трех уровней реальности иллюстрируется им примером, когда магическая сила является в виде слона благодаря действию мантры. Сам слон это реальность воображаемая, его форма реальность обусловленная, а действительное отсутствие на деревяшке слона реальность совершенная.Тема «трех природ» разрабатывалась далее Дхармапалой и Стхирамати ( 6 в.). Первый из них комментировал Тридцатистишье Васубандху, другой также его комментарий к Мадхьянтавибхагасутре. См. также АЛАЯВИДЖНЯНА; АРХАТ; АСАНГА; БОДХИСАТТВА; БУДДА И БУДДИЗМ; ВАСУБАНДХУ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; КАРМА; ЛАНКАВАТАРА-СУТРА; СВАБХАВА; ТАТХАТА; ШУНЬЯТА. |
|