Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() ПРАТЬЕКАБУДДА (пали ![]() ![]() Упоминания о пратьекабуддах и избранном им пути анахоретов в текстах Палийского канона многочисленны, прежде всего в джатаках и ападанах. Известна и специальная Паччекабуддападана, посвященная их прославлению, где приводится знаменитое сравнение Сутта-нипаты буддийского анахорета с одиноким носорогом. Махаянисты предложили знаменитую трехчастную классификацию учеников Будды: 1) шраваки обычные аудиторы и затем проповедники; 2) пратьекабудды те, кто откладывает свое «просветление», но со временем достигает его самостоятельно, без учителей; по мнению махаянистов, они подражают самому Будде, но не станут «совершенными буддами» (самъяксамбуддха); 3) бодхисаттвы. Мадхьямик Чандракирти (7 в.) ставит пратьекабудд по достоинству на второе место между первыми, «начальными», и третьими высшими. Границы между пратьекабуддами и бодхисаттвами не абсолютны. По легенде из Канакаварнаваданы (собрание Дивьяваданы), бодхисаттва, решивший было отложить достижение нирваны ради блага живых существ, узнал о случае инцеста, ужаснулся и тут же решил войти в нирвану, став, таким образом, пратьекабуддой. Тем не менее путь пратьекабудд оценивается в махаяне достаточно критически: в конечном счете они лишь «запоздалые архаты», страдающие тем же эгоцентризмом, но вынужденные усердно заниматься подвижнической деятельностью, чтобы возместить отсутствие истинного наставления, они лишены всеведения и истинных «сил». Махаянисты спорят о том, достигают ли пратьекабудды самого просветления теми же средствами, что и обычные ученики (шраваки). Судя по Бодхисаттвабхуми (Ступени бодхисаттвы), виджнянавадины отвечали на этот вопрос утвердительно, а мадхьямик Арьядэва (3 в.) в своей Шатаке (Стостишье) отмечал разницу лишь в том, что пратьекабудды трудятся без учителя. Некоторые китайские и тибетские авторитеты полагали методическое различие б![]() Однако махаянисты придерживались того мнения, что на деле трех путей не существует, но действен лишь обет бодхисаттвы. Это мнение наилучшим образом иллюстрируется притчей Саддхармапундарики, в которой разумный отец (Будда) выманивает своих неразумных детей из горящего дома, обещая им на выбор три малые упряжки, запряженные козами, антилопами и буйволами, а когда ему удается их извлечь, предлагает к общему удовольствию только третьи, самые лучшие (путь бодхисаттвы). В итоге путь пратьекабудд призван лишь продемонстрировать превосходство «великой колесницы». См. также АРХАТ; БОДХИСАТТВА; БУДДА И БУДДИЗМ; САДДХАРМАПУНДАРИКА-СУТРА.
|
![]() |
![]() |