Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() Классический период Аюрведы представлен тремя большими сводами (самхиты), представляющими собой компендиумы медицинских знаний и названными по именам трех великих авторитетов Чараки, Сушруты и Вагбхатты. Чарака-самхита, по содержащемуся в ней свидетельству, была не «новаторским» произведением, но переработкой научного трактата (тантра) Агнивеши, который считался учеником Пунарвасу Айтреи и соучеником Бхеды (имеются ссылки и на Бхеда-самхиту). Согласно китайской Трипитаке, Чарака был лейбмедиком великого покровителя буддизма кушанского царя Канишки (2 в.), но известно, что в 89 вв. текст был отредактирован и дописан (не менее, чем на треть) неким Дардхабалой, сыном Капалибалы. Чарака-самхита представлена в виде восьмикнижья: 1) Сутра-стхана (Раздел основоположений) общее введение в медицинскую науку, включая основные средства терапии, диетологию, кодекс поведения врача; 2) Нидана-стхана (Раздел причин) трактовка восьми основных видов болезней; 3) Вимана-стхана (Раздел измерений) исследование питания, общая патология, изучение медицинской науки; 4) Шарира-стхана (Раздел тела) учение о человеке, анатомия, эмбриология; 5) Индрия-стхана (Раздел индрий) диагностика и прогностика; 6) Чикитса-стхана (Раздел терапии) специальная терапия; 7) Кальпа-стхана и 8) Сиддханта-стхана общая терапия. Эти книги делятся далее на главы и «параграфы». В методологически наиболее важной восьмой главе III книги рассматриваются критерии истинных медицинских пособий и наиболее подходящих наставников, а также три способа получения знания: изучение (адхьяяна), наставление (адхьяпана) и участие в дискуссиях (самбхаша). В первом из этих «параграфов» представлены требования к тому, кто решил посвятить себя изучению Аюрведы. Ученик должен быть сам здоров и полностью предан науке. Он должен вставать рано утром или даже в последнюю стражу ночи, совершать омовения, мысленное почитание богов, мудрецов-риши, коров, брахманов, учителей, старцев, «просветленных» и наставников, а затем размышлять в уединенном месте, читать медицинские тексты вслух с сосредоточенным вниманием, проверять собственные ошибки и ошибки «коллег» и непрерывно упражняться в своих занятиях весь день и даже ночью. В «параграфе», посвященном обучению, описываются 25 предполагаемых достоинств ученика, а также обряд завершения обучения, во время которого учитель дает последнюю инструкцию ученику, содержащую целый кодекс поведения. Учитель призывает его соблюдать целомудрие (брахмачарья), говорить правду, придерживаться вегетарианской диеты, а также такого питания и образа жизни, которые способствуют развитию интеллекта, воздерживаться от зависти и не носить при себе оружия. Ученик должен всегда следовать его инструкциям за исключением тех случаев, когда последние идут вразрез с интересами правителя или представляют опасность для жизни ученика или его нравственности. Ученик должен почитать учителя, не предаваться эгоцентризму, многозаботливости и личным привязанностям, обеспечивать (если он хочет процветания на земле, а после смерти на небе) благоденствие коровам и брахманам, вести себя скромно, воздерживаться от вина и компании людей предосудительного поведения, непрестанно увеличивать свои знания, не лечить женщину в отсутствие мужа или опекуна, а также человека, неугодного царю или вельможам, быть безупречно внимательным к пациенту, не разглашать его семейных тайн, а ему самому и его ближайшим родственникам предположений о его скором уходе из жизни, ибо это может оказать на них разрушительное воздействие, и, наконец, всячески скрывать свою мудрость от других. В IV книге Чарака-самхиты, посвященной анатомии и физиологии, бесспорно влияние санкхьи. В ее первом разделе подробно исследуется духовное начало (пуруша) и различные «пневматологические» концепции, популярные в период составления текста, затем ум-манас, процесс восприятия, происхождение и функции индрий (способности восприятия и действия), материальные элементы (махабхуты), контакт духовного начала-пуруши с тремя гунами, взаимодействие пуруши с другими познавательными факторами, процессы космической эволюции и инволюции, трансмиграция, заболевания психологических составляющих индивида, стадии йогического тренинга и «освобождение» (мокша).Впечатляющая своим объемом Сушрута-самхита может быть датирована в своей окончательной редакции чуть более поздним временем (возможно, около 910 вв.), но, безусловно, представляет собой опыт систематизации весьма древнего предания Аюрведы, возможно, альтернативного тому, на которое опиралась Чарака-самхита. Сушрута-самхита восполняет отсутствие специальных разделов по хирургии (Сушрута считался в медицинской традиции знаменитым хирургом). Первая книга Сушрута-самхиты, Сутра-стхана, также посвящена пролегоменам в медицинскую науку, вторая, Нидана-стхана патологии, третья, Шарира-стхана анатомии и эмбриологии (здесь различимо наследие доклассической санкхьи), четвертая, Чикитса-стхана терапии, пятая, Кальпа-стхана токсикологии, шестая, Уттара-стхана (Дополнительный раздел) глазным болезням и тем материям, которые не были освещены в предыдущих книгах. В Сушрута-самхите получили отражение дискуссии школ Аюрведы о соотношении внутренних и внешних причин физиологических отклонений. Составитель текста выделяет среди них 1) факторы наследственности и травмы организма матери во время беременности; 2) внешние природные факторы климат, травмы, отравления, укусы животных и т.д.; 3) внешние сверхприродные факторы воздействия богов и демонов. Под именем буддиста Вагбхатты до нас дошли два памятника: Аштанга-санграха (Выжимки из восьмичастной [науки медицины]) и Аштангахридая-самхита (Компендиум сущности восьмичастной [науки медицины]). Первый из этих текстов написан в типичной для индийской литературы прозаическо-поэтической форме, второй (чуть более поздний) является стихотворным трактатом. В обоих текстах цитируются два предыдущих свода Аюрведы.Кроме трех сводов, в ту же эпоху, не позднее 89 вв., был составлен нормативный учебник Аюрведы Ругвинишчая (Исследование болезней) Мадхавакары, пособие по патологии и диагностике. Примерно 11 в. датируются комментарии к названным сводам Аюрведы, а также, вероятно, и к пособию Мадхавакары. Традиция Аюрведы развивается в рамках специализированных трактатов и разветвленной комментаторской традиции. Не позднее 1213 вв. она отчасти начинает сливаться с традицией «ренессансной» магии и алхимии, связанных с культом ртути (расаяна), в чем следует видеть признаки исчерпанности индийской медицинской науки.Исследователи нередко говорят о влиянии греческой медицины на индийскую. Среди основных натурфилософских постулатов Аюрведы, близких античным и западно-средневековым, можно выделить учение о трех гуморах, базовых составляющих организма ветре (вайю), желчи (питта) и флегме (шлешман), соответствующих основным макрокосмическим началам, дисгармония между которыми является главной причиной всех расстройств организма и на которые должны быть направлена основная терапевтическая стратегия. В практических материях Аюрведа на сравнительно поздней стадии испытывает влияние персидской и арабской медицины (в рекомендации наркотических и алхимических средств, а также в диагностике). Вместе с тем, на более ранней стадии Аюрведа оказала значительное влияние на персидско-арабскую медицину, прежде всего, вероятно, через коллегию переводчиков индийских текстов на среднеперсидский в период сасанидского культурного расцвета при Аббасидах («Дом мудрости» при халифе аль-Мамуне, 813833), а также на цейлонскую и в еще большей мере на тибетскую медицину. См. также АНТАХКАРАНА; БУДДА И БУДДИЗМ; ВЕДАНГИ; ВЕДЫ; ГУНЫ; ДУХКХА; КАРМА; МОКША; ПУРУША; САНСАРА; ТРИПИТАКА. |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]()
|