Вывести на печать

Османское иго. В результате османской оккупации Македонии часть христианского населения была уничтожена. Многие феодалы бежали на запад и север, часть из них пошла на компромисс с османской властью, а некоторые приняли ислам. Число турок и мусульман в Македонии, по всей вероятности, было незначительным до 15–16 вв., когда турки-кочевники из Анатолии, называвшиеся юрюками, были переселены османским правительством в сельские районы области. Вторая волна исламизации прекратилась во второй половине 17 в., во время и после Кандийской (венециано-турецкой) войны (1645–1669) и войны Священной лиги (1683–1699). Обращение в ислам происходило в то время в нескольких районах. В восточной Македонии и Болгарии обращенным в ислам в этот период дали название помаков (помощников), так как они служили в Османской империи в местных полицейских силах либо во вспомогательных войсках. В 19 в. османское правительство поселило в ряде мест Македонии мусульман-черкесов. Кроме того, после освобождения Сербии, Боснии и Герцеговины и Болгарии от турецкого гнета многие мусульманские эмигранты покинули эти территории и поселились в Македонии.

В 1560-х годах, в последние годы правления Сулеймана Великолепного, в Македонии началось восстание против османского ига. Еще более значительные по масштабам восстания вспыхивали во время австро-турецких войн (1593–1606, 1683–1699).

В 1689 армии Габсбургов заняли Скопье. В округах Кратово и Злетово на северо-востоке Македонии откупщики традиционно использовали принудительный труд для разработки месторождений природных ископаемых; крестьяне, чтобы избежать такой работы, уходили в горы. Когда армии Габсбургов пришли в этот район, один из рудокопов, Карпош, возглавил восстание против турок (1689). В 1690, после ухода австрийцев, восстание было подавлено турками, Карпош убит, а многие македонцы проданы в рабство. Другая часть македонцев бежала в Воеводину, находившуюся под австрийским правлением.

Рост мятежей был связан отчасти с распространением во второй половине 16 в. системы «чифтлик» (турецк. «парная упряжка волов»). Эта система характеризовалась появлением класса новых землевладельцев, которым крестьяне были вынуждены отдавать часть своей продукции. Когда в 16 в. выросли города и возник обширный рынок сельскохозяйственной продукции, многие землевладельцы и солдаты стремились расширить свои земельные владения. В периоды хаоса они прибегали к насилию, чтобы достигнуть своих целей. Когда во второй половине 17 в. городская экономика Османской империи начала испытывать кризис, зажиточные османские ремесленники и купцы стремились приобрести земельную собственность.

Однако по мере упадка городской экономики землевладельцы чифтлик и другие владельцы собственности столкнулись с проблемой рынка для своих товаров. Стало очевидно, что внутренний рынок не в состоянии поглотить большие излишки сельскохозяйственных продуктов. Однако рост населения и промышленности в Западной Европе в 18 в. увеличил спрос на зерновые культуры, хлопок и другое сырье и сельскохозяйственные продукты. Таким образом, землевладельцы чифтлик изначально не помогали развиваться классу сельских торговцев на Балканах, ибо их продукция шла в Западную, Центральную и Северную Европу. Одним из основных районов Балкан, в котором возник класс торговцев, стала Македония. Этими торговцами в основном были греки и влахи, но также и славяне.

Состоятельные купцы из Македонии часто становились могущественными губернаторами (например, Али Паша из Янины) или влиятельными местными аристократами (Исмаил Бей из Сере). Однако некоторые купцы проявляли большие симпатии к идеям французской революции и к движению за независимость, которым руководил Карагеоргий Птрович из Сербии; фактически многие македонские влахи являлись активными сторонниками сербского движения за независимость. В 1807 и 1808 в Македонии и соседних районах произошло несколько восстаний, руководимых лидерами партизан, которые хотели объединиться с войсками Карагеоргия. Подобную же симпатию они проявляли к борьбе за независимость Греции в 1821.

Национальные проблемы и национализм. В начале 19 в. христианское население Македонии частично входило в Румелию, как называли византийские земли, захваченные Османской империей. Примерно треть населения составляли мусульмане, в основном турецкого происхождения, в городах мусульмане-славяне и албанцы составляли меньшинство, в сельских районах мусульмане-албанцы и мусульмане-славяне расселились в верховьях р. Места. В городах преобладали турки, греки, евреи, армяне и влахи. Евреи иммигрировали во второй половине 15 и в течение всего 16 в. из Венгрии, Испании и Италии. Славянский элемент приобрел некоторое значение в городах только после 1860.

Доля славян в населении Македонии снизилась благодаря эмиграции славян в 1690, иммиграции албанцев в течение 16 в. и в период после 1690, а также появлению греков и влахов в городах в 18 и 19 вв. В северной части Македонии во времена Наполеона более половины населения составляли славяне; в южной половине менее трети населения – славяне и около трети – греки. Однако доля греческого населения выросла в результате эллинизации многих влахов и некоторых более зажиточных славян. Как в северной, так и в южной частях Македонии политическая власть была сосредоточена в руках турок, тогда как экономическая власть до 1860 – в руках греков, евреев и влахов.

Формирование славянского национального самосознания в Македонии ускорилось под влиянием роста греческого национального самосознания во время войны за независимость Греции (1821–1829); оно было связано в значительной мере с распространением русского влияния после наполеоновских войн и русско-турецкой войны 1828–1829. Адрианопольский мир (1829), которым закончилась последняя война, разрушил торговую монополию греков на Восточных Балканах.

Враждебно настроенное к греческим иерархам низшее духовенство Македонии стало, вероятно, первым и важным источником распространения славянского самосознания среди македонских славян. Национальное возрождение поощрялось в особенности монастырями Осогово и Лесново. Однако роль духовенства в росте национального самосознания вскоре перешла к славянским ремесленникам и купцам, ведь они, представляя нижний слой среднего класса, конкурировали с греческим высшим слоем среднего класса. Кроме того, после 1860 славянский патриотизм распространился и на светские образованные круги, особенно в Струге и Охриде. Несмотря на эти усилия, значительная часть славянского населения Македонии не обладала национальным самосознанием ни в 1900, ни в 1912, ни в 1945.

назад   дальше



МАКЕДОНИЯ
Физико-географические особенности
Государственное устройство
Экономика
ИСТОРИЯ
Древний период
Нашествия славян
Распространение христианства
Самуил и Византия
Средневековый период
Османское иго
Национальные проблемы и национализм
Экзархат и ВМРО
Раздел

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
28/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!