Вывести на печать

Экономика. Кот-д'Ивуар – одно из самых экономически развитых государств среди бывших колоний Французской Западной Африки. В 1996 ВВП составил 10,4 млрд. долл., или ок. 707 долл. в расчете на душу населения. В 1960-х годах темпы экономического роста составляли 11% в год, в 1970-х – начале 1980-х годов – 6%. В 1987–1989 цены на главные статьи экспорта Кот-д'Ивуара – кофе и какао – на мировом рынке резко снизились, и в 1987–1994 объем ВВП не увеличивался, а иногда даже сокращался.

В начале 1980-х годов внешняя задолженность страны достигла критического уровня. Правительство было вынуждено вести переговоры с иностранными кредиторами, МВФ и Всемирным банком об отсрочке платежей по займам. В 1991 власти Кот-д'Ивуара приступили к реализации программы структурной перестройки экономики, которая предусматривала сокращение государственных расходов, либерализацию экономики и уход государства из многих сфер экономической деятельности. В 1994 франк КФА был девальвирован на 50%, однако вслед за этим последовал временный рост цен и начался подъем экономики, в результате которого в 1995 продажа экспортной продукции увеличилась почти на 33%. В конце 1990-х годов среднегодовой прирост ВВП составил приблизительно 5%.

Кот-д'Ивуар сохраняет тесные отношения с Францией, которая оказывает ему существенную экономическую помощь. На долю французских инвесторов приходится бльшая часть иностранных частных капиталовложений. Европейцы занимают многие ключевые посты в экономике Кот-д'Ивуара, а большинство промышленных предприятий принадлежит иностранному капиталу. В 1990-е годы главной задачей остается развитие национальной экономики, что требует дальнейших структурных реформ.

Прежние экономические успехи Кот-д'Ивуара во многом объяснялись тем, что правительство поддерживало меры по развитию и диверсификации сельскохозяйственного производства. Важную роль в экономике страны играет сельское хозяйство, где занято ок. 60% трудоспособного населения. Основная товарная продукция – кофе, какао-бобы, хлопок и бананы. Кот-д'Ивуар – ведущий поставщик какао-бобов на мировой рынок. Доходы от продажи за рубеж какао-бобов и древесины ценных пород (в первую очередь красного дерева) в сумме составляют ок. 75% всех экспортных поступлений. В конце 1960-х годов страна стала экспортировать ананасы, каучук и пальмовое масло. Бльшая часть экспортных зерновых культур и древесины производится в лесной зоне на юге страны, но благодаря увеличению производства хлопка на севере существенно сократилось неравенство доходов обоих регионов.

Если в межвоенный период бльшая часть кофе и какао-бобов выращивалась на крупных плантациях, принадлежавших европейцам, то в 1960-е годы эти культуры возделывались главным образом в мелких хозяйствах африканских крестьян. Другие экспортные культуры по-прежнему выращиваются на европейских плантациях. Лесозаготовки осуществляются в основном иностранными компаниями. Крупные плантаторы нанимают рабочих из соседних стран, главным образом из Буркина-Фасо.

Основные продовольственные культуры, выращиваемые для собственного потребления или для продажи на внутреннем рынке – ямс, батат, маниок, бананы и рис. Кроме того, возделывают таро (ради съедобных клубней, богатых крахмалом), кукурузу, а на севере страны – просо и сорго. Менее развито животноводство, включающее разведение овец, коз, домашней птицы и крупного рогатого скота. Развитие этой отрасли ограничено крайним севером, поскольку вся остальная территория входит в ареал мухи це-це. Важной отраслью экономики Кот-д'Ивуара является рыболовство, в первую очередь добыча тунца; рыбные консервы – одна из важных статей экспорта.

Незначительную роль в экономике страны играет горнодобывающая промышленность. Исключение составляет добыча алмазов (84,3 тыс. каратов в 1994). В небольших масштабах эксплуатируются золотые россыпи. В районе Банголо обнаружены большие запасы высококачественной железной руды. В 1970–1980-х годах в Кот-д'Ивуаре приступили к эксплуатации разработка нефтяных и газовых месторождений на шельфе, но в начале 1990-х годов уровень нефтедобычи резко снизился. В середине 1990-х годов были обнаружены новые запасы нефти на континентальном шельфе.

В независимом Кот-д'Ивуаре промышленность развивалась быстрыми темпами. В этом отношении из бывших колоний Французской Западной Африки его опрережает только Сенегал. Доля промышленности в ВВП в 1995 составила 20% против 8% в 1960. В 1950-е годы главными отраслями промышленности были пищевая, хлопчатобумажная, деревообрабатывающая, производство кирпича и черепицы, а также мыловарение. За годы независимости созданы новые отрасли промышленности: сборка велосипедов и автомобилей из импортных деталей, производство стальных рам и металлических контейнеров, химическая, фармацевтическая, производство пластмасс и спичек, нефтеперерабатывающая и консервная. Большинство промышленных предприятий расположено в Абиджане, Буаке и их окрестностях.

Дальнейшее развитие промышленности Кот-д'Ивуара упирается в необходимость расширения энергетической базы. В 1995 в стране было произведено 2915 млн. кВт электроэнергии, причем 60% вырабатывается на ГЭС. Мощность ГЭС Косу, построенной на р.Бандама в 1972 и считавшейся тогда одной из крупнейших в Африке, составляет 175 тыс. кВтЧч. В 1994 в строй вошла новая электростанция Вриди, работающая на местном газе.

С 1960 по 1980 объем внешней торговли Кот-д'Ивуара увеличивался ежегодно в среднем на 7%. В последующие годы темпы роста экспорта замедлились и в 1980–1990 составляли ок. 1,9% в год, а в 1990–1995 – менее 1%. В 1996 стоимость экспорта составила 4,4 млрд. долл., а импорта – 2,5 млрд. Основные статьи импорта – нефтепродукты, машины, электротехническое оборудование, легковые автомобили, рыба, рис и лекарства. Главные статьи экспорта – кофе, какао, древесина и пиломатериалы, хлопок, рыба, бананы, пальмовое масло и натуральный каучук.

Традиционно экспортная сельскохозяйственная продукция Кот-д'Ивуара пользовалась торговыми привилегиями на французском рынке, а затем и в странах ЕЭС. В 1990-е годы главными торговыми партнерами Кот-д'Ивуара оставались Франция, Нигерия и Мали. После 1960 значительная часть кофе направлялась в США. Бльшая часть внешнеторговых операций осуществляется через порт Абиджан. Внешняя и оптовая торговля Кот-д'Ивуара контролируются несколькими крупными европейскими компаниями. Нередко посредниками между компаниями и производителями являются сирийские и ливанские предприниматели. Бльшая часть розничной торговли находится в руках мелких торговцев-африканцев.

Кот-д'Ивуар входит в зону французского франка. Эмиссия денежной единицы страны, франка КФА, осуществляется Центральным банком государств Западной Африки, который обслуживает также Бенин, Буркина-Фасо, Гвинею-Бисау, Мали, Нигер, Сенегал и Того.

Транспортная система создавалась для обслуживания экспортного сектора экономики страны и обеспечения доступа к морским портам для Буркина-Фасо. Почти все главные автодороги проходят по территории южных областей страны, где производится бльшая часть экспортной продукции. В 1996 общая протяженность автомобильных дорог составляла 55 тыс. км, из них дороги с твердым покрытием составляли ок. 6 тыс. км. В 1972 было завершено строительство глубоководного порта в Сан-Педро. Абиджан соединен железной дорогой со столицей Буркина-Фасо Уагадугу (ее протяженность на территории Кот-д'Ивуара 660 км). В Абиджане и Ямусукро имеются международные аэропорты.

назад   дальше



КОТ-Д'ИВУАР
Природа
Население
Народное образование
Государственный строй
Экономика
История
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
24/06/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!