Вывести на печать

Революция видеоклипов. 1 августа 1981 в рок-музыке произошла первая со времен «Битлз» революция: наступила эра Музыкального телевидения (MTV) – круглосуточного вещания музыкальных видеоклипов, в которых рок-песни получали зримое воплощение с использованием спецэффектов, фантастических образов и монтажного построения кадров, синхронизированного с музыкальными фразами. Став золотой жилой для изобретательных исполнителей «новой волны» вроде «Police», «Depeche Mode», «В-52» и «Go Gos», MTV провоцировало также выпуск все большего числа видеоинженерных чудес-однодневок.

Если панк-движение конца 1970-х годов вернуло рок-музыку к голой первооснове, 1980-е годы превратили рок в театрализованное действо. Такие исполнители, как Мадонна, Принc и особенно Майкл Джексон, взмыли к славе лишь под строгим всевидящим видеооком. Предлагая зрителям свои изысканно сработанные, постоянно меняющиеся имиджи и мелодии, основанные на запоминающихся простеньких ритмах, которые не отвлекали внимания от центральной сюжетно-эмоциональной видеотемы, эти исполнители отражали характерную для 1980-х годов философию «чем больше, тем лучше».

В то время как музыкальное телевидение стало усладой главным образом белого среднего класса, хип-хоп, или рэп, был сфабрикован в бедных городских кварталах из подручных средств. Диск-жокеи, использовавшие в студии сразу несколько «вертушек», крутили старые пластинки по частям, расчленяли мелодии и накладывали фрагменты на новые ритмы. Поверх этого музыкального фона «рэппер» мог наговаривать импровизированные ритмические куплеты, излюбленными темами которых были секс, наркотики и афроамериканская культура. Ранние пропагандисты рэпа – Африка Бамбаатаа и Кертис Блоу – брали за основу своих композиций старые ритм-энд-блюзовые записи Джеймса Брауна и других исполнителей. Потом группы вроде «Run DMC» старались привлечь аудиторию к рэпу, основывая свои песни на рок-мелодиях – в частности на Иди этим путем (Walk This Way) группы «Aerosmith». С успехом «Beastie Boys» и других белых рэпперов в конце 1980-х годов рэп превратился в основной музыкальный жанр, вынудив его более социально-активных представителей перенять мрачноватую агрессивную манеру. Гангста-рэп в исполнении групп «NWA», «Geto Boys» и «Snoop Doggy Dogg» предлагал стихи настолько агрессивного, женоненавистнического и хулиганского содержания, что в обществе раздались голоса, если и не призывавшие к цензурным репрессиям, то во всяком случае требовавшие самоконтроля со стороны исполнителей.

Немногие из возникших в 1980-е годах рок-супергрупп оказались жизнеспособными. Исключение составили те ансамбли, которые выделялись как музыкальным талантом, так и запоминающимся имиджем, – это «REM», квартет из Атенс (шт. Джорджия), и ирландская «U2», группа, чьи композиции в духе религиозных гимнов приводили в экстаз аудиторию.

Новые формы в 1990-е годы. Грандж, жанр, чья звезда взошла в начале 1990-х годов, сильно напоминал панк. Он объединил авангардистские устремления групп вроде «Sonic Youth», неистовую и скрежещущую гитару Нила Янга, начавшего свой путь в середине 1960-х годов в составе ранней кантри-рок-группы «Buffalo Springfield». Благодаря таким группам, как «Nirvana» и «Pearl Jam», известность гранджа вышла далеко за пределы его американской родины.

Как в 1970-х, так и в начале 1990-х годов произошло дробление стилей. Многих новых исполнителей называли «альтернативными» даже в тех нередких случаях, когда их музыка быстро усваивалась массовой аудиторией. «PJ Harvey» и другие женские группы озвучили воинственный райот-герл-рок в «тяжело-металлическом» стиле. Гарт Брукс возвестил о возвращении традиций кантри-рока. В Англии последовал взрыв рейв-музыки, отмеченной гипнотическими мелодиями и чрезвычайно быстрым темпом. В США адепт «индустриального рока» группа «Ministry» соединила в одно целое жестко-агрессивную и танцевальную музыку. Благодаря растущему влиянию канала MTV, международной известности добились такие исполнительница из Исландка Бьорк и японская группа «Pizzicato Five».

Став одним из столпов популярной культуры, рок-музыка заняла свое место в искусстве в качестве самостоятельной области, достойной специального исследования; и действительно, в учебные программы многих вузов теперь включаются курсы по изучению рок-музыки. В 1986 создан «Зал славы рок-н-ролла». Верная своим историческим корням, рок-музыка остается яблоком раздора: если противников шокирует факт принятия ее знатоками «серьезной» музыки, то преданных сторонников смущает как раз обретение «легитимности», из-за которой – как они уверяют – рок утрачивает присущую ей мощь и непосредственность. См. также МУЗЫКА, ПОПУЛЯРНАЯ.

назад



РОК-МУЗЫКА
Влияние «Битлз»
1970–1980-е годы
Революция видеоклипов
Новые формы в 1990-е годы
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
26/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!