Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
РАДХАКРИШНАН, САРВЕПАЛЛИ (Radhakrishnan, Sarvepalli) (18881975), индийский философ, религиовед, общественный и политический деятель, один из представителей неоиндуизма. Родился 5 сентября 1888 в Тиррутани (штат Андхра-Прадеш) в образованной брахманской семье, получил традиционно индийское и европейское образование. В 19181921 Радхакришнан профессор университета Майсура, в 19211931 профессор университета Калькутты, в 19311936 вице-президент Андхрского университета, в 19381948 Бенаресского индуистского университета; в 19461952 глава индийского представительства в ЮНЕСКО, в 19491952 посол Индии в СССР, в 19531962 президент Делийского университета; в 19521962 вице-президент Индии; в 19621967 президент Индии. Умер Радхакришнан в Мадрасе 17 апреля 1975. Радхакришнан автор многочисленных лекционных курсов (читавшихся как в Индии, так и за ее пределами преимущественно в Англии и США) и книг. В двухтомной Индийской философии (19231927) глубокая эрудиция сочетается с сознательно применяемым компаративистским подходом. Книга Индийский образ жизни (1927) предназначалась для западной аудитории: индуистская ментальность предстает здесь как «религиозность субъекта» в противоположность «религиозности объекта» иудаизма, христианства и ислама; индийская ментальность в целом как интуитивизм, направленный на «реализацию» истины в противоположность рационализму западной мысли, ориентированной на ее умозрительное усвоение; здесь же предпринимается современная трактовка ключевых индуистских понятий «кармы», «сансары», «дхармы» и т.д., типичное для всего неоиндуизма; индуизм вполне сочетаем, по Радхакришнану, с откровениями основателей мировых религий. В книгах Идеалистический взгляд на жизнь (1932) и Восточные религии и западная мысль (1939) Радхакришнан выражает убежденность в единстве общемирового философского идеализма от Платона до Беркли и Гегеля, которому соответствует идеализм веданты. Сочетание западного сциентизма и индийского мистицизма (под эгидой веданты) могло бы создать возможности для мирового духовного синтеза. В подробно комментированном переводе сутр веданты Брахма-сутра: философия духовной жизни (1960) Радхакришнан, переводивший также и Бхагавадгиту, и основные Упанишады, выступает в амплуа основателей школ средневековой веданты, которые комментировали все «три сокровища» ведантийской традиции.Сквозная идея едва ли не всех сочинений Радхакришнана создание грандиозных синтезов «вечной религии» и «вечной философии», которые должны включить в себя лучшие достижения мировой религиозной и философской мысли. «Вечная религия» есть «санатана дхарма» (букв. «извечная дхарма»), лежащая за пределами всех конкретных религий, которые сами по себе, вне этого «ядра», являются пустыми оболочками, способными только разделять людей. «Вечная философия» (или «универсальная философия») также включает мысль и «пророков Упанишад», и Будды, и Платона с Плотином, а также все лучшее в мировой философии. БХАГАВАДГИТА; ВЕДЫ; ДХАРМА; ИНДУИЗМ; КАРМА; МАДХВА; РАМАНУДЖА; САНСАРА; ТРИМУРТИ; ШАНКАРА.
|
|