Вывести на печать

Исполнительское искусство. В области музыкально-исполнительского искусства русская культура в течение 19 – начала 20 вв. прошла огромный путь: от салонов и усадебных театров к залам дворянских собраний и консерваторий, к новым зданиям оперных театров; от любительского музицирования – к созданию профессиональных отечественных школ пения и игры на всех инструментах, от частных учителей – до высших учебных заведений, открытых к началу 20 в. во многих крупных городах страны. В конце 19 – начале 20 вв. русская исполнительская школа была представлена, например, певцами Федором Ивановичем Шаляпиным, Антониной Васильевной Неждановой, Леонидом Витальевичем Собиновым, Иваном Васильевичем Ершовым, дирижерами Эдуардом Францевичем Направником (бессменный дирижер Мариинского театра на протяжении более полувека), Василием Ильичом Сафоновым, Александром Ильичем Зилоти, Сергеем Александровичем Кусевицким, пианистами С.В.Рахманиновым, А.Н.Скрябиным, Анной Николаевной Есиповой, Иосифом Гофманом, скрипачами Леопольдом Ауэром и его учениками, виолончелистами Анатолием Андреевичем Брандуковым, Александром Валериановичем Вержбиловичем и др.

Музыковедение. Отечественная мысль о музыке довольно долгое время находила выражение главным образом на страницах газетной и журнальной периодики – большие труды появлялись редко. Однако именно с «газетно-журнальным» периодом связаны имена блестящих музыкальных писателей 19 в. – В.В.Стасова, А.Н.Серова, В.Ф.Одоевского, затем Г.А.Лароша и менее крупных, но чутких и ярких критиков, таких, как Николай Дмитриевич Кашкин, Семен Николаевич Кругликов и целый ряд других в Петербурге и Москве. Важно, что все они часто печатались в многотиражных общедоступных изданиях: это способствовало просвещению слушательской аудитории. Несколько раз на протяжении 19 в. возникали и специальные музыкально-периодические издания; в последнее десятилетие века, наконец, появилась высокопрофессиональная «Русская музыкальная газета» (под бессменной редакцией выдающегося ученого Николая Федоровича Финдейзена), которая на протяжении последующей четверти века широко и систематически освещала музыкальную жизнь страны; к дореволюционному периоду относятся в числе прочих журналы «Музыка» (Москва), «Музыкальный современник» (Петербург) и «Хоровое и регентское дело» (Петербург, специализировался на проблематике церковной музыки и исполнительства). В 19 в. возникает собственно научное русское музыковедение, и примечательно, что основным полем для него становятся поначалу фольклор и церковное пение: хронологически первые выдающиеся работы этого рода – большая статья А.Н.Серова Русская народная песня как предмет науки (1870) и исследование протоиерея Дмитрия Васильевича Разумовского Церковное пение в России (1868). В связи с деятельностью новообразованных консерваторий появляются первые работы по теории музыки, а именно учебники гармонии профессора Московской консерватории П.И.Чайковского (1872) и профессора Петербургской консерватории Н.А.Римского-Корсакова (1884–1885): этими пособиями до сих пор пользуются музыканты разных стран; актуальность сохраняет и еще одна работа Римского-Корсакова – Основы оркестровки (1913, издана посмертно). Выдающееся значение имеют труды по полифонии С.И.Танеева – Подвижной контрапункт строгого письма (1909) и Учение о каноне (1929, издана посмертно).

Двадцатый век. Первые два десятилетия 20 в., «серебряный век», были эпохой высокого расцвета отечественной музыкальной культуры во всех ее областях – творческой, исполнительской, научно-критической. Ситуация резко изменилась после революционного переворота 1917. Ряд крупных музыкантов, в том числе С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев, Н.К.Метнер, Н.Н.Черепнин, А.Т.Гречанинов, а также авторы младшего поколения Иван Александрович Вышнеградский, Николай Борисович Обухов, Николай Дмитриевич Набоков, Артур Сергеевич Лурье и др. покинули Россию (либо сразу после событий 1917, как Рахманинов, либо в течение 1920-х годов; Стравинский покинул Россию накануне Первой мировой войны; из всех перечисленных выше на родину вернулся в 1930-х годах только Прокофьев). Уехали также многие талантливые исполнители, в их числе Ф.И.Шаляпин, С.А.Кусевицкий, Э.Купер и др. В своем зарубежном творчестве все они, вне зависимости от принадлежности к разным поколениям и разным направлениям, развивали традиции и идеи, заложенные в русский период их жизни; их деятельность в разных странах должна рассматриваться как часть пока не написанной целостной истории русской художественной культуры 20 в. (специальной оговорки в этом смысле требует лишь «интернациональная» фигура И.Ф.Стравинского). Можно утверждать – по крайней мере в отношении Рахманинова, Гречанинова, Метнера, – что поздний, зарубежный период стал кульминационным в их творчестве, которое, сохраняя «национальную принадлежность», чутко откликалось на изменения, происходившие в мире и в мировом искусстве. Такие авторы русского происхождения, как И.А.Вышнеградский и Н.Б.Обухов, в меньшей степени А.С.Лурье, нередко рассматриваются ныне как «предтечи» более поздних авангардистских течений в европейской музыке (одним из теоретиков авангарда во Франции был философ-«евразиец», общественный деятель, музыковед Петр Петрович Сувчинский). В авангарде не только музыкального, но и вообще художественного движения 1920–1930-х годов находилась также деятельность обосновавшейся еще до Первой мировой войны в Париже антрепризы С.П.Дягилева, с которой тесно связано творчество И.Ф.Стравинского (включая такие шедевры, как Петрушка, Весна священная, Свадебка), до некоторой степени С.С.Прокофьева (для Дягилева написаны его балеты Сказка о шуте, семерых шутов перешутившего, Стальной скок, Блудный сын) и ряда других композиторов, художников, балетмейстеров, артистов русского происхождения. Многолетнее существование за рубежом этой русской антрепризы с необычайно богатым репертуаром (основой была балетная труппа, но ставились также русские оперы, проводились концерты русской симфонической музыки) весьма способствовало знакомству мирового слушателя с достижениями русской культуры, как классической, так и современной. Заметную роль в этом процессе играли также концертные выступления русских музыкантов за рубежом (прежде всего С.В.Рахманинова и Ф.И.Шаляпина), деятельность русских оперных трупп (среди них выделяется «Русская опера» в Париже), педагогическая работа выдающихся исполнителей (особенно в США). Заметной была также роль созданных за рубежом русских хоровых коллективов, преимущественно исполнявших отечественную духовную музыку и фольклорные обработки; ряд из них имел огромный успех у западного слушателя благодаря высочайшему уровню мастерства, например Хор донских казаков С.А.Жарова, парижский Митрополичий хор Н.П.Афонского.

назад   дальше



РУССКАЯ МУЗЫКА
Периодизация
От истоков до семнадцатого века
Восемнадцатый век
Становление русской композиторской школы
Девятнадцатый век
Глинка и Даргомыжский
Вторая половина 19 в
«Могучая кучка»
Беляевский кружок
Исполнительское искусство
Двадцатый век
Первые два десятилетия 20 в
Первое советское десятилетие
Шостакович и Прокофьев
Политика советского государства в области музыки
После Сталина
Музыковедение
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
19/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!