Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Девятнадцатый век. Предклассическая эпоха русской музыки, первая треть 19 в., характеризуется совмещением классицистских черт с чертами раннего романтизма; в жанровом отношении предпочтение по-прежнему отдается музыкальному театру. Широкое распространение получили оперы «волшебного», сказочного жанра (самое любимое сочинение в России того времени тетралогия Леста, днепровская русалка, переработка зингшпиля австрийца Ф.Кауэра, третья и четвертая части написаны русским композитором Степаном Ивановичем Давыдовым, 17771825), а также классицистская трагедия с музыкальными номерами (на этом поприще особенно прославился работавший в Петербурге композитор польского происхождения Иосиф Козловский, 17571831) и переводная мелодрама с музыкой разных русских авторов. В 18101820-е годы линия, идущая от комической оперы 18 в., была продолжена дивертисментами театральными представлениями на фольклорные или патриотические темы с большим количеством песен и плясок в народном стиле, а также музыкой к водевилям. В Москве выдвинулся как автор ранних романтических опер Алексей Николаевич Верстовский (17991862; наибольшим успехом пользовались поставленные в Большом театре его оперы Пан Твардовский, Аскольдова могила, Громобой). В Москве же сложилась школа авторов русского романса (Александр Александрович Алябьев, 17871851; Александр Егорович Варламов, 18011848; Александр Львович Гурилев, 18031858). Широкое распространение в это время получило домашнее музицирование; появилось много музыкальных кружков и салонов. Наиболее заметными среди них были салон братьев Михаила и Матвея Виельгорских, где исполнялась новейшая западноевропейская музыка, а также салон княгини Зинаиды Волконской, который посещали многие известные поэты и музыканты. В 1802 в Петербурге было создано Филармоническое общество, дававшее от двух до пяти больших публичных концертов в сезон: в них впервые в России прозвучали оратории и кантаты Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. (в частности, именно в России была впервые исполнена бетховенская Торжественная месса). Немалое значение имело также развитие нотоиздательского дела: в 1801 году вышел указ Александра I, разрешавший ввозить иностранные книги и ноты, открывать частные типографии и без особых цензурных ограничений печатать книги и ноты. В 1802 в Петербурге появилось издательство Г.Дальмаса и в том же году в Москве А.О.Сихра начал выпускать «Журнал для семиструнной гитары»; в 1806 было основано московское издательство Ж.Пейрона и Ф.Л.Вейсгейрбера, и одновременно Д.Н.Кашин начал издание «Журнала отечественной музыки». С каждым годом росло число издаваемых книг по музыкальной теории и педагогике, в том числе русских авторов. Глинка и Даргомыжский. Из среды полулюбительского-полупрофессионального дворянского музицирования вышли два первых русских музыкальных классика Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Даргомыжский. Гений Глинки проявился в разных жанрах симфоническом, камерно-вокальном, камерно-инструментальном, но высшим достижением композитора стали его оперы патриотическая народная трагедия Жизнь за царя (1836) и эпическая сказка Руслан и Людмила (1842); написанные на уровне лучших европейских произведений той эпохи и в то же время вполне самобытные по стилю, они во многом определили доминирование оперного жанра в русской музыке 19 в. и основные пути его развития. Творчество младшего современника Глинки Даргомыжского больше соотносится с атмосферой 18401860-х годов; его романсы и песни, с одной стороны, продолжают традиции салонного музицирования эпохи Пушкина и Глинки, а с другой, обращены к образу «маленького человека» героя русской литературы «гоголевского» периода. В последнем своем сочинении, опере Каменный гость по Пушкину, Даргомыжский создал новаторский жанр opera dialogue («разговорной оперы»), оказавший влияние на эстетику следующего поколения петербургских композиторов. Князь Владимир Федорович Одоевский выразил убеждение, что теперь русская музыка войдет на равных в европейскую культурную жизнь. Однако выход русской музыки на европейскую арену оказался связанным с деятельностью музыкантов второй половины 19 в. (творчество Глинки и Даргомыжского до сих пор мало известно за пределами России). |
|