Вывести на печать

Другие отрасли промышленности. Правительство Ливии прилагает усилия к расширению и диверсификации отраслевой структуры промышленности. В начале 1970-х годов появились новые отрасли промышленности, включая производство цемента и металлоизделий. В последующие годы был заключен ряд контрактов с западноевропейскими, югославскими и японскими фирмами на строительство нескольких атомных и тепловых электростанций, а также предприятий тяжелой индустрии. При этом предусматривалось, что часть этих предприятий будет использовать в качестве сырья сырую нефть. Среди крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности выделяются металлургический комбинат в Мисурате, выпускавший до 1,5 млн. т стали и проката в 1996, заводы по производству труб и электрокабелей; налажена сборка автомобилей и тракторов. Легкая и пищевая промышленность развиты слабо. Традиционные отрасли производства включают добычу морских губок, выпаривание соли в прибрежной зоне и различные ремесленные производства: изготовление изделий из кожи, меди, олова, керамики и ковроткачество. Имеются также небольшие предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, древесины, производству бумаги, табачных изделий, тканей и мыла.

Численность промышленных рабочих невелика, но постоянно растет по мере развития нефтяной промышленности и строительства предприятий, связанных с добычей и переработкой нефти. Поскольку почти половину занятых в нефтяной промышленности составляли иностранные рабочие, в 1971 правительство призвало иностранные компании принимать на работу как можно больше ливийцев.

Внешняя торговля. В течение первого десятилетия независимого развития Ливии затраты на импорт обычно превышали экспортные поступления. Однако к 1963 благодаря экспорту нефти Ливия добилась положительного торгового баланса. Из-за низкого содержания серы в нефти и благодаря близости к промышленно развитым странам Западной Европы Ливия успешно конкурирует с другими государствами на мировом нефтяном рынке. Стоимость экспорта Ливии в 1991 составила 10,2 млрд. долл., импорта – 8,7 млрд. долл. Продажа нефти в 1997 принесла свыше 95% всей суммы экспортных поступлений.

Главные статьи импорта – машины, строительное и транспортное оборудование, ткани, промышленные товары и продовольствие. Помимо нефти Ливия экспортирует природный газ. Основные торговые партнеры Ливии – Италия, Германия, Испания и Франция.

Транспорт. Главный морской порт страны – Триполи. За ним следуют Бенгази, Дерна и Тобрук, модернизованные и расширенные в 1960-е годы. Тогда же на средиземноморском побережье были сооружены нефтяные терминалы для загрузки нефтеналивных танкеров. В конце 1970-х годов были значительно расширены порты Триполи и Бенгази. После проведенной в середине 1990-х годов модернизации значительно расширились возможности портов Мисурата, Рас-эль-Ануф, Эс-Сидер и Эз-Зувайтина. Ливия располагает собственным грузовым морским флотом (26 судов, в том числе 12 танкеров) общим тоннажем более 70 тыс. т.

Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – более 28 тыс. км. Главная автомагистраль страны проходит вдоль средиземноморского побережья от Туниса до Египта. Важную роль играет также шоссе, связывающее побережье с Феццаном. Внутренние транспортные связи ограничиваются дорогами, не имеющими твердого покрытия, и авиасообщением. Несколько международных авиалиний обеспечивают сообщение Триполи и Бенгази со странами Европы и США. В 1965 в Ливии была создана собственная государственная авиакомпания, которая выполняет все внутренние и частично международные авиаперевозки.

Денежное обращение и банковское дело. Созданный в 1955 Центральный банк Ливии обладает исключительным правом денежной эмиссии и контроля за иностранной валютой. В 1972 был основан Центральный арабский иностранный банк, являющийся зарубежным филиалом Центрального банка. Ливийская арабская иностранная инвестиционная компания отвечает за размещение государственных денежных фондов страны в более чем 45 странах. В 1970 указом правительства все банки в Ливии были национализированы. Государственная денежная единица – ливийский динар, состоящий из 1000 дирхамов.

Финансы и экономическое развитие страны. По закону о нефтяных отчислениях 1958, 70% государственных поступлений от продажи нефти должны направляться на реализацию планов экономического развития. На первом этапе основное внимание уделялось развитию сельского хозяйства, инфраструктуры, сферы образования и жилищного строительства. В 1970-х годах в список первоочередных задач были включены проекты по сооружению электростанций и развитию различных отраслей промышленности. Правительство Ливии вполне определенно отдает себе отчет в том, что после истощения запасов нефти благосостояние страны будет зависеть от уровня развития сельского хозяйства и промышленности.

Падение мировых цен на нефть, крайне пагубно сказавшееся на экспорте, в середине 1980-х годов привело к сокращению ассигнований на экономическое развитие. Но правительство по-прежнему выделяет значительные средства на образование, здравоохранение и поддержку средств массовой информации. После 1992, с введением санкций ООН против Ливии и уходом ливийских войск со спорной территории на севере Чада значительно уменьшились государственные расходы на оборону. Главная статья расходов – строительство «великой искусственной реки», на которое к 1996 было затрачено 18 млрд. долл. бюджетных средств. С середины 1980-х годов значительно сократился объем государственных инвестиций в промышленное производство. Только за 1989–1990 финансовый год они уменьшились на 40% по сравнению с предыдущим годом. С другой стороны, бюджетные ассигнования на развитие сельского хозяйства в 1990–1991 финансовом году выросли в четыре раза.

До притока средств от продажи нефти программы экономического развития страны финансировались главным образом благодаря помощи США, Великобритании и ООН. К 1965 Ливия уже не нуждалась в иностранной финансовой помощи, а в 1970-х годах сама оказывала помощь некоторым, главным образом мусульманским, государствам на Ближнем Востоке, в Африке и Азии.

назад   дальше



ЛИВИЯ
ПРИРОДА
Строение поверхности
Триполитания
Феццан
Киренаика
Климат
НАСЕЛЕНИЕ
Демография
Этногенез
Язык и религия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Национальное правительство
Судебная система
Вооруженные силы
Внешняя политика
ЭКОНОМИКА
Нефтедобывающая промышленность
Сельское хозяйство
Другие отрасли промышленности
Внешняя торговля
Транспорт
Денежное обращение и банковское дело
Финансы и экономическое развитие страны
ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Социальная структура
Народное образование
ИСТОРИЯ
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
19/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!