Вывести на печать

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, ориентированная на нужды промышленности и занимающаяся изучением широкого круга психологических факторов трудовой деятельности, включая отбор работников с применением тестов и интервью, их подготовку и обучение, оценку качества работы, изучение влияния условий труда, исследование отношения к труду и этических установок работников, анализ социальных аспектов функционирования промышленных предприятий.

История. Хотя корни индустриальной психологии уходят в 19 в., первая книга по этой тематике появилась лишь в 1913. Индустриальной психологией в то время занимались немногие университетские профессора, интересовавшиеся в первую очередь экспериментальной психологией. Только с началом Первой мировой войны те, кто занимался промышленностью, обратили внимание на применение психологических методов для разрешения практических производственных проблем.

В 1917–1918 многие психологи в США были мобилизованы в армию и решали задачи, встававшие перед вооруженными силами страны. Наиболее известный результат – армейский тест коэффициента умственных способностей («Арми Альфа»), метод группового обследования призывников.

Сразу после Первой мировой войны некоторые промышленные предприятия начали привлекать психологов для профессионального отбора и подготовки работников. Многие другие психологи, сохраняя свои университетские посты, привлекались в качестве консультантов по проблемам поведения человека. К тому времени, когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, к работам по военной тематике была привлечена примерно треть профессиональных психологов.

Типы проблем. Профессиональный отбор. Многие психологи сыграли важную роль в подборе персонала в различных отраслях промышленности. Наиболее распространенный и надежный метод отбора работников –психологические тесты. В идеале процедура состоит в следующем. Психолог сначала проводит анализ профессиональной деятельности для определения того, какие способности требуются для ее выполнения; затем из существующих тестов выбираются те, которые определяют нужные характеристики, или разрабатываются новые диагностические процедуры. К большой группе желающих получить данную работу применяется набор подобранных тестов, и все претенденты принимаются на работу независимо от результатов тестирования.

После того как вновь нанятые люди проработают достаточно долго для того, чтобы можно было оценить качество работы, их показатели сравниваются с результатами тестировании. Цель психолога – определить тесты, которые, во-первых, показывают высокое совпадение с фактическим качеством работы и, во-вторых, независимы друг от друга. Если такую задачу удается решить, то полученный набор тестов пригоден для отбора наиболее подходящих кандидатов.

Было установлено, что такая процедура вполне удовлетворительна при отборе для относительно простой механической работы. Наборы тестов подобного рода применяются при найме водителей такси, фабричных рабочих, механиков, металлургов, текстильщиков. Успешно применять их для отбора мастеров, администраторов, инженеров, продавцов удается редко, однако для такого рода персонала психологами были разработаны методы интервью и, в некоторых случаях, особые виды нетестовой оценки. При отборе страховых агентов, например, наилучшие результаты были получены путем статистической обработки биографических данных из анкет, заполняемых претендентами на должность.

Оценка выполнения работы. Любое промышленное предприятие заинтересовано в повышении квалификации и продвижении тех работников, которые наиболее компетентны в своей области. На небольших предприятиях управленческий персонал находится в постоянном контакте с работниками и, соответственно, знает, кто чего стоит. Однако в больших компаниях личные контакты между администраторами и сотрудниками различных подразделений ограничены. Это побуждает руководство компаний для оценки качества работы сотрудников обращаться за помощью к психологам.

Психологи разработали ряд оценочных шкал для различных производств. В небольших группах может применяться трудоемкий, но точный метод попарного сравнения: каждый сотрудник сравнивается по определенным показателям со всеми коллегами. В типичной практике, однако, применяются системы, в которых работник занимает определенное место на шкале, крайними точками которой являются превосходное и плохое исполнение каждого из аспектов работы. Наилучшие результаты достигаются, когда изучаемая характеристика может быть описана в терминах специфических примеров поведения, а оценка этой характеристики дается несколькими независимыми экспертами. Недостатком оценочных шкал, особенно при использовании их неопытными экспертами, является т.н. «эффект ореола» – влияние оценки известных характеристик индивида на оценки других, неизвестных. Например, работник, высоко оцениваемый по признакам пунктуальности и квалификации, вероятно, получит высокий рейтинг и в отношении честности, даже если эксперт не имеет достаточной информации на этот счет.

дальше



ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
История
Типы проблем
Профессиональный отбор
Оценка выполнения работы
Профессиональная подготовка
Влияние условий работы
Отношение к работе и профессиональная этика
Социальные аспекты производства

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
28/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!