Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Лидия. Последним из анатолийских народов, проявивших имперские притязания в Малой Азии, были лидийцы. Их страна была расположена внутри Западной Анатолии и не имела выхода к морю; столица Сарды стояла на реке Хермус. В 8 в. до н.э. фригийцы превосходили их в политической активности, но в водовороте киммерийского нашествия лидийцы выступили защитниками Западной Анатолии. Позже, при царях Альятте и Крезе, Лидия достигла вершины своего могущества, которое продлилось до тех пор, пока персидское завоевание Малой Азии в 546 до н.э. не покончило с последними остатками независимых анатолийских империй. Сарды были крупным городом с укрепленной цитаделью, удобно расположенной на вершине горы Тмолос (ныне Боздаг). Искусство Лидии представляет собой сплав восточных и западных элементов. Некоторые его стилистические особенности видны на примере изделий из слоновой кости 7 в. до н.э., найденных в храме Артемиды в Эфесе. Массивность хеттских форм уравновешивается вновь обретенными элегантностью и утонченностью отделки. Лидийские ткани, изделия из слоновой кости, парфюмерия и ювелирные изделия продавались в Грецию и на Восток. В Ионии греческие колонии прибрежной зоны обогащались благодаря близости Лидии, и многое из того, что называют «восточногреческим» характером ионийского искусства, пришло из Лидии. Больше того, персы руководствовались сплавом ионического и лидийского искусства, сооружая и украшая Пасаргады и Персеполь. Резюме. Основу анатолийской экономики составляло процветавшее сельское хозяйство, земледелие и скотоводство, а также торговля. Первоначально страна состояла из небольших княжеств, самые богатые из которых контролировали торговлю с Понтом и Кавказом, осуществлявшуюся по караванным путям, которые пересекали плато. Государства на плато богатели благодаря сухопутной торговле, но и прибрежные скоро нашли себя в морской торговле с Эгейским миром и Северной Сирией.С приходом хеттов и других индоевропейских племен многое осталось нетронутым, в том числе языки и религия побежденных народов, но воинственные и имперские амбиции новых правителей изменили лицо страны. Центральная и Юго-восточная Анатолия была в основном объединена под властью хеттских царей, и Хеттская империя в 14 в. до н.э. сделалась военным соперником более древних ближневосточных держав в Египте и Месопотамии. Не только военное дело, но и культурные и политические институты находились здесь на том же уровне, что и на всем Ближнем Востоке. В хеттском обществе имелись и библиотеки, и архивы, и своя бюрократия. На образ действия хеттов сильное влияние оказывали соображения религиозного характера. Сведения о хеттской религии можно почерпнуть из изображений на монументах, особенно в святилище, расположенном в Язиликае, и на многообразных наскальных барельефах с изображением приношения даров божествам, которые встречаются по всей Анатолии. Во главе пантеона богов, включающего божества дохеттской Анатолии, стояла богиня Солнца Аринна и бог погоды Хаттиль. Как художественные, так и ритуальные формы хеттской религии оставили свой отпечаток на более поздних анатолийцах. Письменное наследие хеттов сохранилось до наших дней главным образом в архивах из Хаттуши. Исторические, правовые, дипломатические, религиозные и литературные тексты написаны клинописью на глиняных табличках, преимущественно на хеттском языке, но есть и исполненные на иностранных языках (аккадском, хурритском) и местных анатолийских (протохаттианском, палаикском, лувийском). Перерыв в истории хеттов, возникший вследствие нашествий и внутренних потрясений ок. 1200 до н.э., не означает конца анатолийской культуры. Неохеттские государства юго-восточной Анатолии спасли многое из хеттского наследия невзирая на то, что их правители принадлежали к другим племенам. Потомки прибрежных соперников Хеттской империи встретились с первыми греками, ионийские колонии которых сформировали стиль жизни и художественного выражения, представлявший собой сплав анатолийского и греческого стилей. |
|