Вывести на печать

ПРОФЕССИЯ – ЖУРНАЛИСТ

Объективность. В 18 и первой половине 19 в. газеты обычно отражали точку зрения одного человека – их издателя. Хорас Грили, один из самых талантливых и умных журналистов Америки, начал издавать свою «грошовую» «Нью-Йорк трибюн» в 1841, беззастенчиво используя ее для выражения своих аболиционистских, вигских, а затем и республиканских воззрений. «Геральд» Беннета отражал симпатии издателя к Демократической партии. Генри Реймонд, который в 1851 основал «Нью-Йорк дейли таймс» («New York Daily Times»), прямую предшественницу «Нью-Йорк таймс» («New York Times»), стал заметной фигурой в Республиканской партии. Еженедельные выпуски этих нью-йоркских газет, особенно «Трибюн», имели множество читателей по всей стране, что придавало мнениям их издателей дополнительный политический вес.

Пламенный аболиционист Уильям Ллойд Гаррисон в 1831 начал издавать «Либерейтор» («The Liberator»). Джон Руссворм и Сэмюэл Корниш в 1827 выпустили первую в США негритянскую газету «Фридомз джорнэл» («Freedom's Journal»). «Мы желаем защищать наше дело, – писали они, – слишком долго от нашего имени говорили другие». Выдающийся негритянский писатель Фредерик Дуглас в 1847 начал издавать «Норт стар» («The North Star») – «дабы вести борьбу с рабством во всех его формах и проявлениях».

Однако по мере того, как массовые тиражи превращали газеты в крупные предприятия с большим штатом сотрудников, их все меньше воспринимали как рупоры чьих-то мнений и все больше – как каналы информации. Развитие телеграфных агентств, которые снабжали своими материалами газеты различной политической ориентации, провоцировало отход от доминирования личных оценок в репортажах; этому способствовал и новый культ факта, обозначившийся в конце 19 в. в связи с ростом влияния позитивной науки и развитием реализма в художественной литературе.

Новомодное преклонение перед фактом было связано и с широким распространением после Гражданской войны репортажа в стиле «перевернутой пирамиды», когда отдельные факты вырывались из логической и хронологической цепочки, а наиболее существенные из них – кто, что, когда, где, а иногда и почему – выносились в начало статьи, в «аннотацию». Журналистика постепенно стала восприниматься как особое ремесло, подчиненное своим профессиональным стандартам. Первая школа журналистики была создана при университете Миссури в 1904. Американское общество газетных редакторов в 1923 выработало «Каноны журналистики», среди которых был и такой: «Сообщения о новостях должны быть свободны от мнений или пристрастий любого рода».

Разумеется, никакое человеческое высказывание не может быть полностью беспристрастным. Абсолютная объективность – недостижимая цель, ведь любая проблема имеет слишком много граней, одни и те же события – слишком много способов рассмотрения, чтобы их можно было адекватно представить в передаче новостей. Общепринятое предпочтение, отдаваемое факту перед личным мнением, не помешало «разгребателям грязи» – Линкольну Стефенсу, Айде Тарбелл и Джейкобу Риису – использовать газетные полосы, журналы и книги как орудие в борьбе с несправедливостями американского общества конца 19 – начала 20 вв.; точно так же и издатели, такие как Уильям Аллен Уайт, купивший в 1895 канзасскую «Эмпориа газетт» («Emporia Gazette»), использовали свои издания в качестве рычага воздействия на американскую политическую жизнь. Тем не менее во второй половине 19 – первой половине 20 вв. газеты постепенно ограничили выражение мнений редакционными статьями и специальными «полосами мнений», стараясь исключить личные оценки из информационных материалов.

Сенсационность. Уже на заре газетной истории многие сообщения были посвящены преступлениям, кровопролитию, насилию, сексу – словом, разного рода сенсациям. Подобные сообщения можно обнаружить даже в древнеримских acta, в первых сборниках новостей и балладах-листовках, а также в первой американской газете «Паблик оккеренсиз». Однако в истории американской журналистики бывали периоды, особенно в пору бурного расширения читательской аудитории и обострения конкурентной борьбы, когда сенсационность играла слишком большую роль в подаче новостей, – отсюда упреки в упадке серьезности и торжестве дурного вкуса. Эра дешевых газет, начавшаяся в 1830–1840-х годах, была одним из таких периодов. Криминальная и скандальная хроника заполонила в те годы газетные полосы. Джеймс Гордон Беннет, любивший углубляться в детали кровавых убийств и распространять сплетни о сексуальных скандалах, в 1840 стал даже мишенью «моральной войны», развязанной против него рядом газет. Тем не менее его «Геральд» стал самой раскупаемой газетой США.

Второй период вспышки сенсационности в американской прессе начался в эпоху «новой журналистики» Джозефа Пулитцера. Пулитцер, основавший в 1878 «Сент-Луис пост-диспетч» («St. Louis Post-Dispatch»), а в 1883 приобретший «Нью-Йорк уорлд» («New York World»), был весьма напористым, требовательным и интеллигентным редактором, который развернул кампании в поддержку рабочих, иммигрантов и бедняков. Он проявил себя и как новатор, в частности в своей воскресной газете, где стали печататься специальные женские и спортивные полосы, а также первые цветные комиксы. Пулитцер понимал, что репортажи о насилии и сексе помогут увеличить тиражи – вот как, к примеру, звучали некоторые заголовки его газет: «Последняя ночь Коннетти», «Любовники малышки Лотты».

Уильям Рэндолф Херст, поклонник таланта Пулитцера, в 1887 взял бразды правления в газете своего отца «Сан-Франциско икзэминер» («San Francisco Examiner»), а в 1895 купил «Нью-Йорк джорнэл». В борьбе за нью-йоркских читателей Херст и Пулитцер снизили цену своих газет до цента, перекупали друг у друга редакторов и репортеров и заполняли полосы своих газет репортажами о кровавых, скабрезных и диковинных происшествиях. Кроме того, Пулитцер и особенно Херст призывали к войне с Испанией из-за Кубы, вынося на первые полосы провокационные, нередко надуманные репортажи под аршинными заголовками. «Как вам нравится война „Джорнэл“?», – вопрошала газета Херста, как только началась испано-американская война 1898. Тиражи некоторых номеров обеих газет иногда достигали 1 млн. экз.

В ходе битвы между Херстом и Пулитцером за права на героя комиксов «Желтый Малыш» («Yellow Kid») родился новый термин для обозначения дешевой сенсационности: «желтая пресса». Это была также эпоха «трюковой» журналистики: в 1889 Пулитцер отправил репортера Элизабет Кокрин, писавшую под псевдонимом Нелли Блай, в кругосветное путешествие, задавшись целью выяснить, можно ли обогнуть земной шар менее чем за 80 дней. Джеймс Гордон Беннет младший, возглавивший «Геральд» после смерти отца в 1872, послал Генри Мортона Стэнли в Африку на поиски Дэвида Ливингстона. Однако это было и время расцвета серьезной журналистики – военных репортажей Стивена Крейна и Ричарда Хардинга Дэвиса (их материалы печатались в «Джорнэл» и «Уорлд») и принципов газетного дела, которые исповедовал издатель Адольф Окс, который в 1896 купил «Нью-Йорк таймс» и придал ей не утраченную до сих пор респектабельность. Другим важнейшим новшеством того периода стало регулярное использование в газетных репортажах фотографий, начало чему было положено в 1897.

Стиль журналистики, внедренный Херстом и Пулитцером, с тем же успехом эксплуатировался в Лондоне Алфредом Хармсуортом, который в 1896 начал издавать «Дейли мейл» («Daily Mail»). В 1903 он создал первую малоформатную газету-«таблоид» (термин позаимствован из фармацевтики) «Дейли миррор» («Daily Mirror»). Когда Джозеф Паттерсон и Роберт Маккормик, владельцы «Чикаго трибюн» («Chicago Tribune»), увидели «Миррор» Хармсуорта, выходившую ежедневно миллионным тиражом, они решили внедрить в США таблоидный тип газеты, и в 1919 в Нью-Йорке появилась «Иллюстрейтед дейли ньюс» («Illustrated Daily News»), ознаменовавшая начало третьего периода в истории американской журналистики. Таблоиды вроде «Дейли ньюс» и ее конкурентов – «Дейли график» («Daily Graphic») Бернарра Макфаддена и херстовской «Дейли миррор» – было удобно читать в вагонах новой городской подземки, и их полосы были заполнены криминальной и скандальной хроникой. В этот же период начали издаваться и другие таблоиды – «Лос-Анджелес ньюс» («Los Angeles News»), «Филадельфия дейли ньюс» («Philadelphia Daily News»), «Детройт дейли» («Detroit Daily») и более серьезная «Чикаго таймс» («Chicago Times»). К 1940 тираж «Нью-Йорк дейли ньюс» («New York Daily News») достиг 2 млн. экз.

назад   дальше



ГАЗЕТА
ОЧЕРК ИСТОРИИ
Предыстория
Первые газеты
Свобода печати
ГАЗЕТА В США
Первые американские газеты
Колониальная пресса
Газеты и американская революция
Партийная пресса
Грошовая пресса
Репортеры
ПРОФЕССИЯ – ЖУРНАЛИСТ
Объективность
Сенсационность
Именитые авторы
Газетные концерны и слияния
Альтернативная журналистика и критика прессы
Телевидение – новый конкурент
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Печатание
Новые методы
Газетная бумага
Иллюстрации
МИРОВАЯ ПРЕССА
Британская модель
Тоталитаризм и контроль прессы
Роль плюралистической прессы
После Второй мировой войны
Пресса в Азии и Африке
Пресса и власть
Советская пресса и гласность
Формы контроля за прессой

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
26/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!