Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Экономика. В 1960-е годы, когда началась разработка железной руды, Мавританию относили к развивающимся странам с невысоким средним уровнем доходов. Однако в 1970-е годы экономика страны была подорвана многолетними засухами, нестабильной работой горнодобывающей отрасли и падением мирового спроса на железную руду. В 1980-е годы быстрыми темпами развивалось рыболовство, которое стало приносить бльшие доходы, чем добыча железной руды. В 1994 валовой внутренний продукт (ВВП) Мавритании, т.е. совокупная стоимость произведенных в стране товаров и оказанных услуг, составил 912 млн. долл. США, или 411 долл. в пересчете на душу населения, что свидетельствует о переходе Мавритании в категорию развивающихся стран с низким уровнем доходов. До появления в Мавритании горнодобывающей промышленности и рыболовства почти все население страны было занято в сфере животноводства и натурального земледелия. Земледелие периодически страдает от недостатка осадков. Оно сосредоточено в долине р.Сенегал, где ведущие натуральное хозяйство оседлые земледельцы выращивают зерновые культуры, преимущественно просо, сорго, рис. Обитающие дальше к северу скотоводы-кочевники разводят овец, коз и крупный рогатый скот, а на крайнем севере верблюдов. Производство фиников в оазисах в 1994 составило 22 тыс. т.В прошлом производимой в стране сельскохозяйственной продукции вполне хватало для удовлетворения потребностей населения. В результате жесточайшей засухи, обрушившейся на страну в 1970-е годы, произошел падеж скота и погибли урожаи зерновых культур. В стране начался голод. После короткой передышки в конце 1970-х годов Мавритания стала жертвой новой засухи 19821984. В последующие годы наблюдался заметный подъем сельского хозяйства. Однако начало 1990-х годов снова было отмечено дефицитом осадков. Зависимость от климатических условий несколько снизилась после строительства Горгольской оросительной системы в долине Сенегала. Рыболовство. Основные районы рыболовства р.Сенегал и прибрежные воды Атлантического океана в районе Нуакшота. В середине 1980-х годов рыболовство стало одной из важнейших отраслей экономики страны. Хотя, борясь с чрезмерной эксплуатацией рыбных ресурсов, правительство запретило в 1995 промысел рыбы в течение одного месяца, морепродукты в том же году принесли в казну бльшую часть валютных экспортных поступлений.Богатые железорудные залежи вблизи Фдерика, содержащие 65% железа, к 1992 были выработаны. В 1994 началась разработка железорудного месторождения в районе Зуэрата, запасы которого оцениваются в 100 млн. т и характеризуются высоким содержанием железа. Среднегодовой объем добычи 11 млн. т. Для транспортировки железной руды железнодорожная линия, связывавшая Фдерик с портовым городом Нуадибу, была продлена до Зуэрата. Для экспорта и переработки руды были модернизированы портовые сооружения и производство по обогащению руды, расположенное южнее Нуадибу. С 1970 по 1978 в районе Акжужта велась добыча медной руды, пока месторождение не было полностью выработано, а с 1992 по 1996 там же разрабатывалось золотоносное месторождение, которое также было полностью исчерпано. В 1994 из примерно 687 тыс. человек трудоспособного населения в промышленном секторе было занято 80 тыс. и в сфере обслуживания 177 тыс. Остальные занимались натуральным земледелием и животноводством. Мавритания не имеет собственных энергоносителей. Несколько электростанций, вырабатывающих ок. 150 млн. кВт Чч, действуют на импортном топливе. Электроэнергия подается преимущественно в шахты и крупные города.Основной вид транспорта в Мавритании автомобильный. В 1996 протяженность автомобильных дорог в стране составила 7,6 тыс. км, из которых лишь 1,8 тыс. км имело твердое покрытие. Важнейшие шоссейные дороги связывают Нуакшот с городами Акжужт, Росо, Нема (последняя протяженностью ок. 1200 км пересекает страну в субширотном направлении). Длина единственной в стране железной дороги ок. 700 км. Она соединяет Нуадибу с прежним и современными центрами добычи железной руды Фдериком, Зуэратом и Гельб-аль-Рхейном. В Нуакшоте и Нуадибу функционируют международные авиапорты и крупные морские порты, в том числе рудоэкспортный Кансадо (рядом с Нуадибу). С 1984 рыба и морепродукты стали главным источником экспортных доходов; в 1993 они составили 56% всех валютных поступлений от экспорта; на протяжении 1990-х годов второе место в экспортных доходах удерживала железная руда. Экспортируются также гипс, живой скот (преимущественно в Сенегал и Мали в обмен на продовольствие), гуммиарабик, финики, кожевенное сырье. Главные статьи импорта чай, сахар, рис и другие виды продовольствия, промышленные товары и нефтепродукты. Благодаря развитию морского рыболовства во внешней торговле вновь было достигнуто активное сальдо. В 1994 экспортные поступления составили 390 млн. долл. США, а расходы на импорт 355 млн. долл. Основные внешнеторговые партнеры Франция, ФРГ, Япония, Италия, Испания. Рыбный промысел в территориальных водах Мавритании регулируется торговыми соглашениями с Европейским союзом (ЕС). Франция, ЕС и Международный валютный фонд главные инвесторы в экономику Мавритании. Кроме того, фонды, субсидии и займы для развития инфраструктуры были предоставлены Мавритании Мировым банком, Международной ассоциацией развития, Африканским банком развития, Арабским валютным фондом, а также Японией, Германией и Марокко. До 1973 Мавритания входила в зону французского франка и Западноафриканский валютный союз, но затем вышла из зоны франка и в создала собственный Центральный банк, который стал осуществлять эмиссию новой национальной валюты страны угии. В бюджете на 1996 был предусмотрен баланс доходной и расходной части в размере 320 млн. долл. США. Мавритания член Экономического сообщества западноафриканских стран. |
|