Вывести на печать

Подростковый возраст. В этот период обостряется конфликт между потребностью в любви и привязанности и стремлением к самостоятельности и умению полагаться на себя. Бунтуя на словах, подростки тем не менее смотрят на родителей как на ориентиры и образцы поведения, и на них особенно угнетающе действуют ссоры между родителями, их неудачи или проявления нечестности.

Полученные в 1991 результаты обследования более 4000 подростков в возрасте от 14 до 18 лет позволили оценить характер связи между типом семейных отношений и социальным развитием, школьными успехами, личными огорчениями и поведением подростков. В семьях, где авторитетные родители принимают ребенка и живут его интересами, но при этом строго его опекают и контролируют, подростки обнаруживают самую высокую психосоциальную подготовленность и меньше всего трудностей в эмоциональной сфере или поведении. Подростки из авторитарных семей, где строгость родителей не сочетается с интересом к ребенку и участием в его делах, наиболее послушны и конформны по отношению к требованиям взрослых, однако у них отмечается более низкая самооценка. Подростки из потакающих семей увереннее в себе, но при этом меньше интересуются школой, недисциплинированны и чаще употребляют наркотики. Там, где родители пренебрегали детьми, подростки чаще всего обнаруживают эмоциональное неблагополучие и нарушение норм поведения.

Очевидно, что забота родителей очень важна для подростков, даже когда они проводят больше времени в одиночестве или со сверстниками, чем дома в семье. Подростки продолжают оглядываться на родителей в поисках любви и внимания, а также правил или, по меньшей мере, каких-то образцов поведения. См. также ЮНОСТЬ.

Нетрадиционные и альтернативные формы воспитания детей. Традиционная ядерная семья, возглавляемая биологическими родителями, остается преобладающей, но уже не доминирует так, как раньше. В 20 в. законодательство облегчило разводы, и это резко увеличило число повторных браков и семей, в которых живут сводные братья и сестры. В тех слоях общества, где много матерей-одиночек подросткового возраста, воспитывать детей зачастую приходится бабушкам и дедушкам. Общество все легче принимает усыновление (удочерение) детей одинокими взрослыми или гомосексуальными парами, мужскими или женскими, особенно когда один из партнеров является биологическим родителем ребенка. В 20 в. женщины почти всюду стали работать, и это потребовало резкого расширения системы детских садов. Пребывание детей в детском саду в то время, как их матери работают, не оказывает на детей дурного влияния. По-видимому, крайне важно, чтобы за ребенком постоянно ухаживали одни и те же взрослые, будь то родители или воспитатели детского сада.

Женщины составляют большинство родителей-одиночек. Исследования показывают, что работающие матери, в целом удовлетворенные своей жизнью, одинаково хорошо справляются с детьми обоих полов. Тем не менее им бывает трудно правильно воспитывать мальчиков, особенно в семьях с низким уровнем дохода и в бедных районах. Развод, как правило, резко ухудшает финансовое положение женщины, и хороший детский сад становится недоступным. В случае незамужних матерей подросткового возраста их собственная незрелость, отсутствие социальной поддержки и родительских навыков создают необходимость в государственных программах совершенствования детских садов и учреждений здравоохранения.

В целом, если воспитатель, будь это даже родитель-одиночка, придерживается социально ориентированного, авторитетного стиля, включающего внимание и заботу о ребенке, то у его детей не возникает в дальнейшем заметных отклонений от норм поведения. Последствия развода могут быть длительными, особенно когда развод протекал драматично, а конфликт был долгим и публичным. Эти последствия сильнее проявляются у младших школьников и подростков. Если оба разведенных супруга регулярно видятся с детьми, регулярно обсуждают проблемы их воспитания и выказывают любовь к детям, долговременное последействие развода сводится к минимуму.

Жестокое обращение и пренебрежение. Жестокое обращение с ребенком со стороны родителей или других взрослых воспитателей может происходить в одной из следующих форм или в их сочетаниях: 1) физическое унижение в форме жестокого наказания, чаще всего побоев и запирания дома; 2) половые злоупотребления, включающие изнасилование, генитальные, анальные и оральные формы секса или совращающие действия; 3) пренебрежение физическими нуждами, здоровьем и безопасностью ребенка; 4) отвержение, постоянное лишение любви, унижение и психологическое давление. Три первых типа дурного обращения теперь наказуемы по закону, но статистика их растет, во многом, по-видимому, за счет того, что о них чаще сообщают. Серьезные долговременные последствия всех форм дурного обращения включают потерю доверия, которая во многих случаях приводит к подозрительности, отчуждению от общества и трудностям при формировании близких отношений по достижении зрелости.

назад   дальше



ДЕТСТВО
ИСТОРИЯ ДЕТСТВА
Первые исследования
Античность
Средние века
Начальный период новой европейской истории
Культуры Востока
Дети в городе
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Биологические и культурные особенности
Младенчество и первые 18 месяцев
Дошкольный период
Младший школьный возраст
Подростковый возраст
Нетрадиционные и альтернативные формы воспитания детей
Жестокое обращение и пренебрежение
МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
ИГРЫ ДЕТЕЙ
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
19/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!