Вывести на печать

Средние века. Историки плохо знают, какова была жизнь общества в течение долгого времени после падения Римской империи. Мало что известно о начале Средневековья. Мальчики могли получать образование в монастырях, причем монахи не требовали от них исполнения правил, предписанных взрослым, и даже выделяли время для игр. Начиная с 12 в. в литературе все чаще упоминаются дети и обсуждаются вопросы их образования.

Начальный период новой европейской истории. В мышлении этого времени преобладает идея взаимных обязательств: родители отдают свое время и средства, чтобы помочь детям вступить в жизнь, а дети в ответ обязуются быть послушными и покорными родителям. Некоторые историки утверждают, что высокая детская смертность в Средние века и в начале Нового времени свидетельствует о недостатке родительской привязанности к детям. Во всяком случае, совершенно очевидно, что там, где высокая детская смертность вызвана нищетой и отсутствием современного здравоохранения, родители с большей твердостью переносят смерть многих своих детей. Однако недавние исследования Средневековья обнаружили примеры такого родительского горя по рано умершим детям, которое ничуть не уступает проявлениям чувств в другие исторические периоды.

Культуры Востока. Идея послушания была главной составляющей семейной традиции высших классов Китая. В трактате «Наставления детям» Лю Пен Чжу (1084–1145) отмечает, что «служить правителю все равно что служить родителям». Детей китайской элиты предполагалось обучать в духе нравственных ценностей конфуцианства, как это сформулировано в другом, более позднем трактате: «Конфуций сказал, что путь к мудрости начинается с воспитания праведности в детстве. Это означает, что ребенка следует непрестанно учить не отвлекаться на глупые занятия, вкушать после старших, всегда повиноваться достойным и принимать бедных».

Традиционная японская пословица гласит: «Дети – это сокровища». В традиционной японской семье один ребенок (мальчик или девочка) оставался дома как наследник домашнего очага. Этот обычай, по-видимому, ушел в прошлое в результате американской военной оккупации после Второй мировой войны, однако японские семьи продолжают строиться вокруг детей. Японская система воспитания детей переменилась после войны, и теперь вместо того, чтобы готовить детей служить семье, их готовят к безболезненному поступлению в школу, освоению профессии и работе на большой фирме. Как и в Западной Европе и Северной Америке, школа дополнила семью в качестве первичного агента социализации.

На мусульманском Ближнем и Среднем Востоке в детях видят связь между прошлым, настоящим и будущим. В отличие от промышленно более развитых регионов мира здесь семейную жизнь и принципы воспитания детей определяют традиции. Большая семья преобладает в качестве ячейки общества, она формирует ценности, дисциплину, модели поведения, экономическую и социальную поддержку. В обмен на безопасную нишу от колыбели до могилы такая система большой семьи с раннего детства требует от всех своих членов конформности и верности. Однако по мере индустриализации стран Ближнего и Среднего Востока и их вступления в мировую экономическую систему традиционная культура семьи приспосабливается к новым условиям жизни. Сегодня дети из богатых городских семей пользуются благами школьного образования, современного здравоохранения и множеством других преимуществ современной цивилизации. Крестьянские семьи продолжают жить по-старому, однако дети городской бедноты выживают в основном за счет того, что нищенствуют, воруют и роются в помойках.

Дети в городе. В Западной Европе и Северной Америке Новому времени предшествует период преимущественно сельской жизни в 17 и 18 вв., когда основной ячейкой общества являлась большая многодетная семья. Детей ценили как рабочие руки, и семьи с большим числом работающих детей имели больше шансов на выживание.

К концу 18 в. в мире происходят перемены: появляются новые города, возрастает роль торговли, в экономике многих регионов начинает господствовать промышленность. По мере того как обитатели городов пополняют средний класс, число детей и размеры семьи уменьшаются. Однако в бедных городских семьях число детей все еще остается большим, и такие семьи больше всего страдают от тяжелых условий жизни в промышленных городах. В европейских и американских городах 19 в. множество сирот и брошенных детей оказывается на улице, и многие видят в них причину мелких правонарушений и угрозу порядку в обществе. Для разрешения этой социальной проблемы реформаторы создают общественные школы, исправительные заведения, приюты для сирот и специальные учреждения, призванные размещать бездомных городских детей в крестьянских семьях, где может найти применение их труд. В конце 19 в. реформаторы принялись за улучшение в городах санитарных условий и качества питания детей, организуя, в частности, снабжение молоком отнятых от груди младенцев.

Прогресс в 19 и 20 вв. ознаменовался также возникновением педиатрии как раздела медицины, появлением специалистов в области детского здравоохранения (педиатров, детских психологов и психиатров) и все большими усилиями разрешить – полностью или частично – в масштабе целой страны такие проблемы, как детская смертность, эксплуатация детского труда и зависимость выживания многих детей от государственного обеспечения.

В современном развитом мире жизнь детей значительно улучшилась: снизилась смертность, а потому стало меньше шансов оказаться сиротами, пережить смерть сестры или брата или умереть до достижения зрелости. Сегодня людям легче дожить до появления внуков, но в то же время участились разводы, многие дети живут в неполных семьях, так отличающихся от большой семьи в традиционных культурах настоящего или прошлого. Их родители все больше полагаются на профессиональную помощь в воспитании детей. Дети находятся в школе дольше, чем в Средние века или там, где все еще господствуют традиционные культуры. Они проводят больше времени в группах сверстников, у них меньше братьев и сестер, зато такой ребенок может иметь отдельную комнату, свои деньги и даже собственные средства информации. Положение детей защищено ясно очерченными законами, хотя они и различаются в разных странах. Необходимо, однако, подчеркнуть, что улучшение жизни детей в 20 в. происходит неравномерно: несмотря на огромные успехи детского здравоохранения и образования, такие большие и этнически неоднородные страны, как США, Россия и Китай, отстают от Западной Европы, Канады и Японии.

Хотя здравоохранение и образование в большинстве развивающихся стран несколько улучшились, детская смертность здесь выше, а возможностей получить образование меньше, чем у большинства детей в промышленно развитых странах. В Африке смертность младенцев составляет 100 на тысячу рождений живых детей, что более чем вдесятеро превышает этот показатель в Европе или Северной Америке. Соответствующий показатель в Южной Азии составляет около 70, а в Латинской Америке – 55 смертей на тысячу рождений. Законы об обязательном обучении сделали всеобщим начальное образование в развитых странах, между тем как в развивающихся странах, например в Индии, лишь меньшинство детей ходит в школу и еще меньшее их число получает среднее образование.

Хотя в индустриализованных странах дети в среднем физически здоровее и лучше образованны, чем в развивающихся странах, им грозят многие неразрешенные социальные и экономические проблемы; рост числа самоубийств, распространение наркомании и насилия среди молодежи США свидетельствуют о том, что глубокие социальные изменения, связанные с кризисом конца 20 в., могут подорвать социальные институты и ценности, позволяющие детям и молодежи как личностям и членам общества реализовать свой потенциал. В будущем перед всеми странами стоит задача дать детям все преимущества современного мира и вместе с тем сохранить столь необходимое им чувство стабильности и безопасности, которое обеспечивалось в традиционных культурах.

назад   дальше



ДЕТСТВО
ИСТОРИЯ ДЕТСТВА
Первые исследования
Античность
Средние века
Начальный период новой европейской истории
Культуры Востока
Дети в городе
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Биологические и культурные особенности
Младенчество и первые 18 месяцев
Дошкольный период
Младший школьный возраст
Подростковый возраст
Нетрадиционные и альтернативные формы воспитания детей
Жестокое обращение и пренебрежение
МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
ИГРЫ ДЕТЕЙ
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
26/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!