Инфекционная патология. Вторая половина 19 в. прошла также под знаком идей Л.Пастера (1822–1895) о бактериальных причинах болезней. В течение относительно короткого периода было обнаружено множество микробов – возбудителей отдельных инфекционных заболеваний. Представление о том, что их причиной служит проникновение в тело чужеродных организмов, позволило выяснить причины и тех заболеваний, которые вызываются более крупными (небактериальными) паразитами.

СОВРЕМЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ

Методы общей патологии. Как и другие естественные науки, патология использует два метода: описательный и экспериментальный. Только их сочетание позволяет понять феномен болезни. Современная патология базируется на вскрытиях. Посмертное исследование внутренних органов, выявление тех структурных изменений в них, которые сопровождают многие заболевания, дают возможность понять саму болезнь. Знания анатомических отклонений от нормы самого по себе может быть достаточно для объяснения механизма функциональных нарушений, проявляющихся объективными признаками и субъективными симптомами болезни. Однако для окончательного решения проблемы нередко приходится воспроизводить аналогичные заболевания в экспериментах на животных, тем более что такой подход позволяет более точно установить причину болезни. Если отклонения от нормы, обнаруживающиеся в органах или тканях в результате болезни или повреждения, удается воспроизвести с помощью воздействий, которые предположительно играют причинную роль, то можно сделать вывод, что именно эти факторы и являются причиной данных изменений. Значение комбинированного подхода, включающего наблюдение и эксперимент, для выяснения причины болезни хорошо иллюстрирует история изучения туберкулеза. Эта болезнь имеет различные проявления и поражает различные органы; в результате несмотря на то, что многие авторы на основании посмертных исследований составили прекрасные описания ее разнообразных форм, долго не удавалось понять, что все эти формы отражают общий процесс и вызваны одной и той же причиной. Единство различных свойственных туберкулезу изменений удалось установить благодаря применению микроскопа и вирховской концепции клеточной патологии. Р.Кох (1843–1910) сделал важнейший шаг вперед, обнаружив постоянное присутствие туберкулезной палочки в пораженных тканях. Затем он дополнил это наблюдение экспериментом: выделил микроб из тканей, отделил от других микроорганизмов и ввел восприимчивому к туберкулезу животному. В очагах этой искусственно вызванной болезни вновь обнаруживалась та же палочка. Необходимость такой последовательности действий для подтверждения причины инфекционного заболевания получила название «постулатов Коха».

Частная патология. Задача общей патологии – выявление основных закономерностей патологических процессов путем наблюдения и экспериментов. Частная патология использует полученные таким образом знания для установления точного диагноза в каждом отдельном случае. Патолог (патологоанатом, патоморфолог) регистрирует видимые изменения тканей и органов и исследует их под микроскопом для выявления морфологических (гистологических) изменений. Так исследуются ткани, удаленные при хирургической операции, а также ткани умерших людей.

Лабораторная клиническая диагностика. Для диагностических исследований используются ткани и биологические жидкости живых людей. Эти исследования включают анализы мочи, кала, мокроты, крови (включая кровяные клетки всех типов и изучение клеток костного мозга), бактериологические анализы, пробы на беременность, определение химического состава крови, изучение функции таких органов, как почки и печень, исследования обмена веществ, паразитологические, микологические (при грибковых заболеваниях) и радиоизотопные исследования. См. также МЕДИЦИНА; ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА.

ПАТОЛОГИЯ