Вывести на печать

Наследственность. Что касается первой проблемы, то генетика учит нас, что наследственность определяется генами. Эти наследственные единицы в одинаковом числе присутствуют в обеих половых клетках (яйцеклетке и сперматозоиде), которые объединяются при оплодотворении. Таким образом, наследственность формируется двумя родителями. Существенно, что каждому гену, унаследованному от матери, соответствует аналогичный ген, унаследованный от отца. В таких парах гены не всегда одинаковы, так как в результате редких, но необратимых изменений, называемых мутациями, возникают их новые варианты. Когда парные гены различаются (состояние, обозначаемое как гетерозиготное), один из них, называемый доминантным, оказывает решающее воздействие на определяемый признак; проявление второго гена – рецессивного – будет скрыто, хотя он без изменений передается из поколения в поколение. Человек с парой генов (Вв), одним для карих глаз (В), другим для голубых (в), будет кареглазым, а присутствие гена, обусловливающего голубые глаза, останется совершенно незаметным. Голубоглазый человек должен унаследовать два гена голубых глаз, по одному от каждого родителя. (Наличие одинаковых парных генов обозначается как гомозиготность.) Доминирование осуществляется не всегда, и в некоторых случаях можно наблюдать проявление обоих генов, действующих совместно. Например, пара генов, один из которых определяет группу крови А, а другой группу В, совместно дают группу крови АВ. Тем не менее каждый индивид обладает, по-видимому, многими рецессивными генами, однако в большинстве своем они находятся в гетерозиготном состоянии и потому не проявляются. Значение такого положения для евгеники совершенно ясно: существенная часть генов любого человека, и соответственно всей популяции, скрыта, и в отношении их евгенические меры должны предприниматься вслепую.

Многие признаки, в частности интеллект, определяются не двумя генами, а особой комбинацией доминантных генов (из разных пар), возможно, вместе с некоторыми гомозиготными рецессивными генами. Эти комбинации очень редко наследуются целиком и в неизменном виде по той причине, что индивид наследует не все гены от одного родителя, а только половину от каждого, точнее по одному гену из каждой пары генов родителя. Выбор определенного гена из каждой пары случаен. Гены, локализованные в различных хромосомных парах, отбираются по воле случая и, даже находясь в одной паре хромосом, могут быть частично рекомбинированы. Поэтому чем большее число генов определяет данный признак, тем меньше вероятность передачи их конкретной комбинации в неизменном виде следующему поколению. Почти все комбинации распадаются в процессе созревания половых клеток, и при объединении яйцеклетки и сперматозоида формируются новые сочетания. Данная пересортировка и рекомбинация генов имеют совершенно особое значение для евгеники, так как бульшая часть социально значимых характеристик человека зависит от многих генов, комбинации которых не могут быть сохранены независимо от того, хороши они или плохи. Более того, определенный ген, дающий в большинстве сочетаний неблагоприятный эффект, в каком-то одном сочетании может быть благоприятным, и наоборот. Очень редко мы можем оценить полное действие гена; судить о нем приходится по итоговому результату взаимодействия генов.

Наследственность и окружающая среда. Гальтон был первым, кто попытался оценить относительное влияние наследственности и окружающей среды на формирование отдельных признаков индивида. Исследование семейных случаев гениальности и особых талантов убедило его в том, что «природа преобладает над влиянием воспитания в тех случаях, когда воспитание не сильно различается у сравниваемых людей... [т.е.] когда различия условий воспитания не превышают тех, что обычно имеют место между людьми одного общественного положения в одной и той же стране». Последующие исследования подтвердили такое заключение. Особенно это касается монозиготных, т.н. идентичных, близнецов, развивающихся из одного оплодотворенного яйца и потому имеющих идентичную наследственность. Было показано, что даже когда близнецов разлучают в раннем детстве, они остаются поразительно похожими. Это сходство сильнее всего проявляется в физических признаках (цвет глаз и волос, группа крови, облысение и др.), которые фактически идентичны у близнецов этого типа.

Наследование умственных способностей стало интенсивно изучаться после того, как были разработаны стандартные тесты оценки интеллекта. Однояйцовые близнецы показывают очень близкие результаты. Если один из пары близнецов умственно отсталый, то в 88% случаев и второй тоже. Среди разнояйцовых близнецов совпадение по этому признаку встречается всего в 7%. Корреляция коэффициента интеллектуального развития (IQ) для однояйцовых близнецов, воспитанных совместно почти столь же высока (0,881), как и корреляция веса тела (0,917). С другой стороны, корреляция IQ между однояйцовыми близнецами, воспитанными порознь, не выше, чем у разнояйцовых близнецов одного пола, воспитанных совместно. Значит, одинаковые внешние условия имеют примерно тот же вес в достижении сходных показателей интеллекта, что и генетические различия между разнояйцовыми и однояйцовыми близнецами. Из 20 пар однояйцовых близнецов, воспитанных порознь, десять пар практически не различались, шесть пар различались в пределах 7–12 единиц IQ и четыре пары – в пределах 15–24 единиц. Последняя цифра получена у пары близнецов, из которых один учился на 13 лет больше, чем другой. Таким образом, никаких значительных различий не было найдено между идентичными близнецами, воспитанными порознь, исключая случаи, когда имелась очень большая разница в продолжительности образования и культурном уровне семей.

Что касается наиболее распространенных психических заболеваний, то тут наблюдаются несколько бльшие различия между однояйцовыми близнецами. Для шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и эпилепсии совпадения зарегистрированы у однояйцовых близнецов в 68% случаев, в то время как у разнояйцовых – примерно в 15%. Наследование необычной электрической активности мозга при эпилепсии определяется одним доминантным геном; но появление эпилептических припадков, хотя они и наблюдаются только у людей с таким типом электрической активности, может также зависеть от каких-то внешних воздействий. Это пример гена с пониженной «пенетрантностью» (вероятностью проявления). Низкая пенетрантность, как и рецессивность, относится к числу важнейших факторов, снижающих эффективность евгенических мер, поскольку у некоторых индивидов она будет скрывать присутствие гена.

Даже в отношении таких признаков, как особенности общественного поведения и характера, однояйцовые близнецы проявляют значительно большее сходство, чем однополые разнояйцовые близнецы. Пять исследований преступности среди близнецов дали сходные результаты. Из общей выборки, включающей 104 пары однояйцовых и 113 пар разнояйцовых близнецов, коэффициент совпадения у первых достигал 67%, а у вторых – 33%. Эти результаты, конечно, не означают, что преступность, психические заболевания, умственные способности и другие подобные признаки наследуются фиксированным и неизменным путем, а напротив, дают достаточные основания полагать, что жизненный опыт и внешние условия могут подавлять, уменьшать или изменять проявления такого рода признаков. В целом, проведенные на близнецах исследования показывают, что сходство наследственных задатков, как правило, ведет к сходным характеристикам, если только индивиды не подвергаются воздействию совершенно различных условий внешней среды. Лишь чрезвычайно тщательно поставленные эксперименты могли бы установить, способно ли данное конкретное отличие внешних условий воздействовать на данный признак или нет; такие связи необходимо устанавливать для каждого признака отдельно. В формировании признаков индивида эффект среды сложным образом переплетается с воздействием генетических факторов.

назад   дальше



ЕВГЕНИКА
Исторический аспект
Проблемы евгеники
Наследственность
Наследственность и окружающая среда
Генетические изменения
Мутации
Отбор
Факторы случайности и изоляции
Этические соображения
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
26/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!