Вывести на печать

Парсизм. В индии парсы в значительной степени отошли от традиционных зороастрийских верований и обрядов, однако в их среде большим почетом пользуются астрология, вера в переселение душ и теософия. Они возобновили связи со своими собратьями в Иране, что привело к расколу в их собственных рядах по поводу вопросов, касающихся обрядовой практики и календаря. Однако гораздо более сильным было европейское влияние. Парсы переняли европейскую одежду и обычаи и сделались преуспевающими торговцами и промышленниками. Они славятся своим милосердием. С помощью европейских ученых им удалось частично восстановить забытый смысл своих древних традиций. В настоящее время они знают, что обвинения в дуализме, которое в прошлом им нередко адресовали христиане и мусульмане, были несправедливы, так как основатель их религии Заратуштра был, помимо всего прочего, монотеистом, и все они, как и он, верят в окончательное торжество добра над злом.

Иранское влияние на западную мысль и религию. Начиная с конца классического периода язычники, а позднее и христиане, стали видеть в Заратуштре и магах предшественников своих собственных учений и верований. Так, Заратуштру считали учителем Пифагора. Кроме того, философия, астрология, алхимия, теургия и магия нашли отражения в т.н. халдейских пророчествах. В большинстве своем эти сочинения, приписываемые восточным мудрецам, были апокрифическими и несли на себе сильный отпечаток греческих понятий и идей с незначительными вкраплениями иранских элементов.

Иранское влияние на иудаизм и христианство. По-видимому, зороастризм стал оказывать влияние на иудаизм начиная с эпохи вавилонского плена; это влияние проявилось прежде всего в области ангелологии, демонологии и эсхатологии (учения о конечной судьбе мироздания и человечества). Иранское влияние особенно явно прослеживается в учении о «двух духах», упоминаемом в кумранских текстах. Говоря о влиянии зороастризма на христианство, нелегко провести границу между тем, что было воспринято христианством через иудаизм, а что пришло непосредственно из Ирана при рождении новой христианской религии. Так, например, хотя упоминание о семи Ангелах в Книге Откровения (1-3) было заимствовано из Книги Еноха и Книги Товита, однако само это учение восходит к зороастрийскому учению о семи Святых Бессмертных. С другой стороны, вера в ангелов-хранителей не засвидетельствована в иудео-христианской традиции нигде до Нового Завета; быть может, эта вера представляла собой сочетание зороастрийского учения о фраваши, духовных существах, рассматривавшихся как часть человеческой личности, но существующих до рождения человека и независимо от человека, с греко-римскими представлениями об охранительной роли гениев. Большинство подобных заимствований касается области эсхатологии. Представление о воскресении, хотя и знакомое иудаизму, однако приобретшее характер всеобщей веры лишь в христианстве, уже существовало в Иране на протяжении многих веков.

Кроме того, для христиан Иран был еще и страной трех волхвов (магов), которые, следуя за путеводной звездой, пришли поклониться младенцу Иисусу в Вифлеем. Позднее, продолжая наметившуюся уже в иудаизме традицию, христиане отождествляли Заратуштру с Иезекиилем, Нимродом, Сифом, Варухом и даже с самим Христом. Начиная с Юстина Мученика христианские апологеты стали ссылаться на Заратуштру и персидских магов как на языческих «свидетелей» истинности христианства, помогающих утвердить эту истинность в глазах язычников. Вместе с тем считалось, что Заратуштра явился отцом столь отвратительных, с точки зрения христиан, суеверий, как астрология и магия.

Митраистские мистерии. В 1 в. н.э. наиболее почитаемым богом в Иране (в особенности – в западном Иране) был не Ормазд, а солнечный бог Митра. По-видимому, митраизм смешался в Вавилонии или Малой Азии с вавилонскими и греческими учениями и культовой практикой, положив начало митраистским мистериям, распространившимся по всей Римской империи.

Манихейство. Манихейство представляло собой одно из гностических течений, будучи основано на дуализме греческого типа, противопоставлявшего Дух и Материю. Основателем манихейства был некий Мани, начавший свою проповедь в Сасанидской столице в Халдее ок. 270 н.э. В манихействе Бог мыслился трансцендентным и не несущим ответственности за творение, которое считалось результатом деятельности сил зла. При сасанидском правителе Шапуре I манихейство распространилось в Иране. Верховным божеством в манихействе выступал Зурван, а не Ормазд, последний же отождествлялся с первочеловеком, чье грехопадение и спасение составляют существенную часть мировой драмы. Однако манихейская этика, с ее строжайшими запретами, касающимися сексуальной жизни и определенных видов пищи, была чужда ортодоксальному зороастризму. См. также МАНИХЕЙСТВО.

назад



ЗОРОАСТРИЗМ
Заратуштра
Иранская религия до Заратуштры
Реформы Заратуштры
Возникновение дуалистического зороастризма
Зороастризм в послеэллинистическую эпоху
Зурванизм
Вероучение ортодоксального зороастризма
Парсизм
Иранское влияние на западную мысль и религию
Иранское влияние на иудаизм и христианство
Митраистские мистерии
Манихейство
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
20/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!