Вывести на печать

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Лаос – президентско-парламентская республика. До 1975 в Лаосе правили монархи и немногочисленные влиятельные семьи. Страна на протяжении 600 лет управлялась из Луангпхабанга, но в провинции была своя аристократия с династическими претензиями, имевшими корни в истории лаосских королевств Тямпассак (Чампассак), Вьентьян и Луангпхабанг (Луанг-Прабанг). Высшая знать опиралась на менее именитую, которая, в свою очередь, выступала в роли покровителей лиц более низкого социального положения.

В декабре 1975 монархия была упразднена. Однако официальный статус «народно-демократической» республики не привел к разрушению традиционных политических и социальных устоев. Престиж именитых семей ослаб, но появилась новая элита. Некоторые высокопоставленные семьи, связанные с революционными верхами, сумели удержаться на плаву и не утратили своего влияния.

Роды лао-лумов продолжают оставаться самыми могущественными вопреки демагогическим утверждениям республиканских лидеров о равноправии народов. Лао-тхенги и лао-сунги по-прежнему, как и до 1975, занимают второстепенное положение.

Правящая партия. Народно-революционная партия Лаоса (НРПЛ), по сути коммунистическая, безраздельно осуществляет политический контроль над страной. В Конституции, принятой в августе 1991, отражена ключевая роль НРПЛ. В уставе последней записано: «Партия – ведущее звено всей политической системы, интеллектуальный лидер общества и выразитель интересов всех слоев населения. Партия формулирует и корректирует главные направления стратегии и тактики национального развития во всех сферах жизни и контролирует деятельность своих руководящих кадров и рядовых членов, государственных учреждений и общественных организаций».

Большинство ведущих коммунистов Лаоса на протяжении 10 лет вооруженной борьбы (с 1964 по 1974) скрывались на базах Патриотического фронта Лаоса (Патет-Лао) в пещерах провинции Самныа (ныне провинция Хаупхан). В 1975 они спустились с гор и обосновались во Вьентьяне. НРПЛ пользовалась авторитетом у населения, которое устало от войны и коррупции, процветавшей при монархическом режиме.

Руководство лаосских коммунистов взяло курс на выполнение революционной задачи фундаментального преобразования общества в русле «социалистической трансформации и социалистического строительства». После 1979 эти ранние, с энтузиазмом провозглашенные намерения создать государство нового типа были модифицированы и последовала либерализация экономической и социальной политики по образцу Вьетнама.

Первоначально Вьетнам оказывал существенное влияние на Лаос. Однако в конце 1980-х годов и особенно после распада СССР и социалистического лагеря в 1991 и сокращения советской помощи Лаосу и Вьетнаму последний сосредоточился на проблемах собственного развития. Это подтолкнуло лаосских руководителей к ревизии прежнего идеологического багажа, к отказу от коллективизации деревни и принятию мер, стимулирующих рыночные отношения. Страна получила возможность проводить независимый внешнеполитический курс.

Центральные органы власти. Глава государства в Лаосе – президент, избираемый сроком на 5 лет 2/3 голосов депутатов Национального собрания. С согласия Национального собрания президент назначает премьер-министра и членов кабинета и может отправлять их в отставку, «при необходимости» председательствует на заседаниях правительства, по рекомендации премьер-министра назначает и снимает со своих постов губернаторов провинций и мэров городов, а также высокопоставленных должностных лиц в вооруженных силах и послов. Президенту вручают свои верительные грамоты иностранные дипломаты. Ему дано право вводить в стране чрезвычайное положение и объявлять войну.

Первым главой государства, избранным согласно конституции 1991, был активист НРПЛ Кейсон Фомвихан, выполнявший обязанности президента Лаоса вплоть до своей кончины в ноябре 1992. Его сменил Нухак Пхумсаван. В феврале 1998 президентом был избран бывший премьер-министр Кхамтай Сипхандон.

Национальное собрание в составе 99 депутатов избирается на пятилетний срок всеобщим прямым тайным голосованием на альтернативной основе. Этот законодательный орган страны контролирует деятельность административной и судебной систем. К числу его прерогатив относятся избрание и смещение президента государства, избрание и отстранение от должности председателя Верховного суда и Генерального прокурора «согласно рекомендации Постоянного комитета Национального собрания». Данный комитет, в состав которого входят также президент и вице-президент, организует работу Национального собрания во время сессий, занимается их подготовкой, наблюдает и надзирает за функционированием исполнительной и судебной власти.

назад   дальше



ЛАОС
ПРИРОДА
НАСЕЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Правящая партия
Центральные органы власти
Внешняя политика
ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
Система образования
Здравоохранение
ИСТОРИЯ
Строение поверхности
Климат
Реки
Почвы и растительность
Животный мир
Административно-территориальное деление
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
27/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!