Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
В декабре 1975 монархия была упразднена. Однако официальный статус «народно-демократической» республики не привел к разрушению традиционных политических и социальных устоев. Престиж именитых семей ослаб, но появилась новая элита. Некоторые высокопоставленные семьи, связанные с революционными верхами, сумели удержаться на плаву и не утратили своего влияния. Роды лао-лумов продолжают оставаться самыми могущественными вопреки демагогическим утверждениям республиканских лидеров о равноправии народов. Лао-тхенги и лао-сунги по-прежнему, как и до 1975, занимают второстепенное положение. Правящая партия. Народно-революционная партия Лаоса (НРПЛ), по сути коммунистическая, безраздельно осуществляет политический контроль над страной. В Конституции, принятой в августе 1991, отражена ключевая роль НРПЛ. В уставе последней записано: «Партия ведущее звено всей политической системы, интеллектуальный лидер общества и выразитель интересов всех слоев населения. Партия формулирует и корректирует главные направления стратегии и тактики национального развития во всех сферах жизни и контролирует деятельность своих руководящих кадров и рядовых членов, государственных учреждений и общественных организаций».Большинство ведущих коммунистов Лаоса на протяжении 10 лет вооруженной борьбы (с 1964 по 1974) скрывались на базах Патриотического фронта Лаоса (Патет-Лао) в пещерах провинции Самныа (ныне провинция Хаупхан). В 1975 они спустились с гор и обосновались во Вьентьяне. НРПЛ пользовалась авторитетом у населения, которое устало от войны и коррупции, процветавшей при монархическом режиме. Руководство лаосских коммунистов взяло курс на выполнение революционной задачи фундаментального преобразования общества в русле «социалистической трансформации и социалистического строительства». После 1979 эти ранние, с энтузиазмом провозглашенные намерения создать государство нового типа были модифицированы и последовала либерализация экономической и социальной политики по образцу Вьетнама. Первоначально Вьетнам оказывал существенное влияние на Лаос. Однако в конце 1980-х годов и особенно после распада СССР и социалистического лагеря в 1991 и сокращения советской помощи Лаосу и Вьетнаму последний сосредоточился на проблемах собственного развития. Это подтолкнуло лаосских руководителей к ревизии прежнего идеологического багажа, к отказу от коллективизации деревни и принятию мер, стимулирующих рыночные отношения. Страна получила возможность проводить независимый внешнеполитический курс. Центральные органы власти. Глава государства в Лаосе президент, избираемый сроком на 5 лет 2/3 голосов депутатов Национального собрания. С согласия Национального собрания президент назначает премьер-министра и членов кабинета и может отправлять их в отставку, «при необходимости» председательствует на заседаниях правительства, по рекомендации премьер-министра назначает и снимает со своих постов губернаторов провинций и мэров городов, а также высокопоставленных должностных лиц в вооруженных силах и послов. Президенту вручают свои верительные грамоты иностранные дипломаты. Ему дано право вводить в стране чрезвычайное положение и объявлять войну.Первым главой государства, избранным согласно конституции 1991, был активист НРПЛ Кейсон Фомвихан, выполнявший обязанности президента Лаоса вплоть до своей кончины в ноябре 1992. Его сменил Нухак Пхумсаван. В феврале 1998 президентом был избран бывший премьер-министр Кхамтай Сипхандон. Национальное собрание в составе 99 депутатов избирается на пятилетний срок всеобщим прямым тайным голосованием на альтернативной основе. Этот законодательный орган страны контролирует деятельность административной и судебной систем. К числу его прерогатив относятся избрание и смещение президента государства, избрание и отстранение от должности председателя Верховного суда и Генерального прокурора «согласно рекомендации Постоянного комитета Национального собрания». Данный комитет, в состав которого входят также президент и вице-президент, организует работу Национального собрания во время сессий, занимается их подготовкой, наблюдает и надзирает за функционированием исполнительной и судебной власти. |
|