Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
АРГУНОВЫ, семейство русский архитекторов и художников, искусство которых представляет творчество русских крепостных мастеров. Все члены этого семейства были крепостными графов Шереметевых. Федор Леонтьевич Аргунов (17161754), старейший из них, учился в петербургской Канцелярии от строений, входя в «живописную команду» А.М.Матвеева; круг его работ до сих пор четко не установлен. Иван Петрович Аргунов (17291802), его двоюродный брат, учился, вероятно, у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Г.К.Гроота, долго работавшего в России. Вместе с последним писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (1747). Занимал видное положение при графе П.Б.Шереметеве, будучи управляющим его дворцов в Петербурге и Москве. Вошел в художественную традицию прежде всего как видный мастер барочного портрета. Его парадные композиции сперва несколько жестковатые, потом все более мягкие и живописные по колориту (И.И.Лобанов-Ростовский и Е.А.Лобанова-Ростовская, 17501754, оба в Русском музее, Петербург; П.Б.Шереметев и А.П.Шереметева, 1760-е годы, Останкинский дворец-музей, Москва; посмертные портреты Б.П. и А.П.Шереметевых, 1768, Музей-усадьба Кусково, Москва), достаточно эффектны. Более значительны его камерные произведения, выделяющиеся задушевно-лирическим обаянием (автопортрет и портрет жены мастера, которые раньше считались образами «неизвестного скульптора» и его жены, 1760-е годы, Русский музей; Девочка-калмычка Анна Николаевна, 1767, Музей-усадьба Кусково; Неизвестная в русском костюме, 1784, Третьяковская галерея). Уже в 1750-е годы его мастерская играла важную педагогическую роль (среди его учеников были его сыновья, а также А.П.Лосенко). В поздние годы занимался исключительно хозяйственными делами, принимал участие в строительстве Останкинского дворца. Николай Иванович Аргунов (1771 после 1829) учился у отца, в 1790-е годы совершенствовал мастерство, копируя картины Эрмитажа. В 1816 получил вольную. Был высокоодаренным портретистом, соединившим принципы классицизма с предромантическими веяниями. Наиболее известны исполненные им образы крепостных актрис (Т.В.Шлыковой-Гранатовой, 1789; а также П.И.Ковалевой-Жемчуговой в красной шали, 1802, и полосатом халате, 1803, все в Музее-усадьбе Кусково). Федор Семенович Аргунов (ок. 1732 ок. 1768), двоюродный брат Ивана Петровича, учился, вероятно, у С.И.Чевакинского, был видным представителем барокко, одним из зодчих дома Шереметева на Фонтанке в Петербурге (17501755), автором ряда живописных построек в Кусково (кухонный флигель, 1755; павильон «Грот», 17551775; и, возможно, оранжерея, 17611764). Павел Иванович Аргунов (ок. 1768 1806), один из сыновей Ивана Петровича, учился рисованию и черчению у отца, под его руководством выстроил оранжерею в Останкино (1790). С 1793 возглавлял строительство знаменитого дворца-театра (по проектам Ф.Кампорези и др.). Оформил ряд интерьеров, разместив там художественные коллекции, участвовал в разбивке парка. В его творчестве возобладал классицизм.
|
|