Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Живые семитские языки представлены как некоторыми потомками известных нам древних семитских языков, так и языками, не имеющими своей письменной истории. Современный арабский язык, представленный единой литературной формой и рядом устно-разговорных форм (диалектов), распространен на территории Передней Азии, Северо-Восточной и Северной Африки во всех арабских государствах, а также в некоторых соседних с ними странах Африки. По числу говорящих (по различным источникам, от 190 до 250 млн. человек) относится к крупнейшим языкам мира. Мальтийский язык (восходящий к одному из арабских диалектов) распространен на острове Мальта. По данным 1990, число говорящих на этом языке на Мальте составляет 365 тыс., общее число говорящих на мальтийском около 500 тыс. человек. Амхарский язык официальный письменный и устный язык Эфиопии. Число говорящих, по данным 19801990-х годов, составляет более 15 млн. человек. Первые известные письменные свидетельства амхарского языка относятся к 14 в. Как литературный язык развивается с конца 19 в. Иврит (или современный еврейский) литературный и разговорный язык, один из двух официальных языков государства Израиль. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет около 5 млн. человек. Новоарамейские языки представлены в настоящее время несколькими группами диалектов: западными (в трех селениях Сирии к северо-востоку от Дамаска), восточными, распространенными в юго-восточной Турции, Северном Ираке, северо-западном Иране; а также мандейским языком, распространенным на южной границе между Ираком и Ираном и ассирийским языком, распространенным островками в Северном Иране, Северном Ираке, Сирии, Турции, Армении, Грузии, а также среди ассирийской диаспоры. Общее число говорящих на ассирийском языке, по данным 1990, составляет около 330 тыс. человек. Современные южноаравийские языки: мехри, харсуси, батхари, хобйот, джиббали (шахри) распространены на юге Аравийского полуострова, на территориях Йемена и Омана; язык сокотри на острове Сокотра. В целом количество говорящих на этих языках, по данным 1977, составляет около 200 тыс. человек. Современные эфиосемитские языки (помимо амхарского) представлены северной и южной группами языков. К северной группе относится язык тиграй (или тигринья), считающийся потомком древнего геэза. Распространен в Эритрее и северных районах Эфиопии. Число говорящих составляет, по данным 1995, около 4-х млн. человек. Язык тигре распространен в Эритрее и в приграничных районах Судана. По данным 1990-х годов, количество говорящих составляет около 1 млн. человек.К южной группе (помимо амхарского) относятся аргобба, харари и восточный гураге, северный и западный гураге, гафат и ряд других близкородственных языков. Распространены в Эфиопии и соседних странах. Число говорящих для каждой из групп колеблется от 500 тыс. до нескольких тысяч.По гипотезе, высказанной А.Ю.Милитаревым в начале 1980-х годов, предполагаемая прародина семитоязычного населения находилась в V тысячелетии до н.э. в районе Междуречья Тигра и Евфрата.Семитский праязык (язык-основа) в эту отдаленную эпоху едва ли был единым; скорее всего, он представлял группу близкородственных племенных диалектов. В истории изучения семитских языков предлагалось много различных принципов классификации семитских языков и, соответственно, самих классификаций. При этом в названиях основных групп семитских языков фиксируется их территориально-географическое распространение. Традиционная классификация семитских языков опирается на совокупность наиболее показательных признаков фонологических и грамматических систем. В отечественной семитологии традиционная классификация семитских языков модифицирована в соответствии со степенью архаичности фонологической и морфологической систем или, напротив, «продвинутости» произошедших в них изменений. Так, по И.М.Дьяконову, генеалогическая классификация семитских языков представляется следующей схемой: северно-периферийная (северо-восточная) группа аккадский язык со своими диалектами; северо-центральная (северо-западная) группа эблаитский, аморейский, ханаанейский, угаритский, финикийский, древнееврейский с современной формой ивритом, арамейские (древние и современные); южно-центральная группа арабский классический, современный арабский, арабские диалекты, мальтийский язык; южно-периферийная группа южноаравийские эпиграфические, современные южноаравийские; эфиосемитская группа, подразделяемая на северную (геэз, тиграй, тигре) и южную (амхарский, группа гураге и ряд других языков и диалектов) подгруппы. Последней по времени и наиболее признанной в 1990-е годы стала классификация американского ученого Роберта Хетцрона, дополненная позже рядом западных семитологов. Подход Хетцрона основан на учете морфологических и фонологических инноваций, общих для той или иной группы языков. Получающаяся при этом классификация выглядит следующим образом: восточные семитские языки аккадский, эблаитский; западные семитские языки: центральные арабский; северо-западные угаритский, ханаанейские (древнееврейский, финикийский и др.), арамейские (и др.); южные семитские языки: восточные сокотри; мехри, харсуси, джиббали (т.е. современные южноаравийские); западные древние южноаравийские (т.е. южноаравийские эпиграфические); эфиосемитские: северноэфиопские геэз, тигре, тиграй; южноэфиопские амхарский (и остальные). При сравнении двух классификаций можно заметить, что во второй из них эблаитский язык группируется с аккадским, арабский язык группируется не с южными, а с западными семитскими, по отношению к которым он занимает особую центральную позицию. Внутри западной группы арабский противостоит северо-западным, а вместе со всей большой «западной» группой арабский противостоит «восточным» и «южным» семитским языкам. В последние годы в отечественной семитологии применяется метод глоттохронологии для классификации семитских языков по хронологии их разделения, начиная от языка-основы вплоть до выделения известных нам языков. Ниже приводится хронология разделения семитских языков, разработанная А.Ю.Милитаревым. Из приведенной глоттохронологической таблицы следует, что самое раннее разделение семитского праязыка происходит на северную и южную ветви. В настоящее время южная ветвь представлена своими потомками: языками сокотри, мехри, джиббали (шахри), т.е. современными южноаравийскими. Больше разделений через какие-то предполагаемые языковые общности в течение пяти тысячелетий претерпевает северная ветвь, к которой восходят в конечном итоге все остальные (мертвые и живые) семитские языки. Так, в IV тысячелетии до н.э. северная ветвь разделяется на две основные подветви: северо-западную и северо-восточную. Северо-восточная подветвь в середине III тысячелетия до н.э. представлена единственной группой аккадского (с диалектами). Зато северо-западная подветвь подразделяется на центральную и периферийную группы, которые в свою очередь «отпочковывают» большинство известных нам семитских языков. При этом эфиосемитские языки восходят непосредственно к северо-западной подветви, как и центральная группа. Арабский язык восходит непосредственно к центральной группе так же, как и вся группа угаритского, ханаанейских, еврейского, арамейских языков (ср. генеалогическую классификацию Р.Хетцрона).Поскольку в основу глоттохронологической классификации положен лексический признак (т.е. степень сохранения общей базовой лексики в каждом из сравниваемых языков), эта классификация может не совпадать с классификациями, опирающимися на фонологические и морфологические признаки языков. Частично такие расхождения связаны с тем, что каждый из языков развивается по-своему (именно потому и происходит разделение праязыка). Особенности и различия могут быть заложены в недрах первичных близкородственных диалектов праязыка (как говорилось выше, едва ли какой-либо праязык был полностью единым). С другой стороны, разделение языков было связано с разделением-расселением и миграцией их носителей. Этот процесс проходил не только во времени, но и в конкретном географическом пространстве, которое было заполнено соседними народами и племенами, говорившими на других, в ряде случаев вообще несемитских языках. Межъязыковые контакты могли оказать влияние на строй и лексику каждого из отделившихся семитских языков. До настоящего времени определенных следов несемитских языков на территории Аравийского полуострова не обнаружено, хотя и предполагается, что юг и юго-восток полуострова в древности заселяли несемитоязычные народы. Но и в таких относительно «благоприятных» условиях разделяющиеся семитские языки вместе с их носителями оказывались во взаимных «вторичных» контактах со своими дальними, ранее отделившимися родственниками, обитающими и мигрирующими в едином пространстве. Происходило наложение близкородственных влияний, что еще более осложняло картину развития и изменения семитских языков. Так, если гипотетическая прародина семитоязычного населения находилась в V тысячелетии до н.э. в районе Междуречья Тигра и Евфрата, то первая отделившаяся группа языков, потомки которой находятся на крайнем юге Аравийского полуострова и острове Сокотра, должна была проделать долгий путь в историческом и географическом пространстве Аравийского полуострова или его побережья.Не менее долгий путь должны были проделать через время и пространство и предки эфиосемитских и эпиграфических южноаравийских языков. И только предки арабоязычных племен заняли не столь отдаленную территорию по-видимому, это были еще свободные тогда территории Центральной Аравии, пригодные лишь для кочевого образа жизни. Носители «праарабского» языка (или диалектов) оказались средним звеном между «аравийскими» языками, распространившимися на юг, и северо-западными родственниками. Именно по этой причине в системе арабского языка можно обнаружить черты, сближающие его как с южными (фонологическая система, способы образования так называемого «ломаного» множественного числа), так и с северо-западными, особенно арамейскими: окончания суффиксального множественного числа имен, система личных окончаний перфекта (одна из видо-временных глагольных форм). Самая общая типологическая характеристика семитских языков учитывает способ соединения морфем в слове. На этом основании семитские языки определяются как флективно-агглютинативные. Это определение было выдвинуто еще в 19 в. Ф.Ф.Фортунатовым. С рядом более детальных уточнений это определение сохраняется за семитскими языками до настоящего времени. Напротив, по способу соединения слов между собой в словосочетании и предложении разные семитские языки характеризуются по-разному. Например, даже в пределах арабского языка обнаруживается типологическое расхождение его литературной формы и арабских диалектов. Строй классического и современного литературного арабского определяется как синтетический, а строй современных арабских диалектов определяется как синтетико-аналитический, т.е. со сдвигом в сторону развития аналитических конструкций в синтаксисе. По мере разделения семитских языков и их самостоятельного развития изменяются и их частные типологические характеристики. Прасемитский язык представлял черты флективно-агглютинативного строя наиболее полно: словообразовательные и словоизменительные формы располагали развитой системой внешних морфем (префиксов, суффиксов, инфиксов, окончаний) и внутренних морфем, традиционно называемых внутренней флексией (чередование гласных в основе слова, удвоение корневых согласных). Отношения между словами в предложении и словосочетании выражались формами слов: падежными окончаниями, формами согласования, окончаниями личных глагольных форм. В число служебных слов входили только предлоги. Поэтому исходным типом прасемитского языка предполагается синтетический тип. Фонологическая система прасемитского языка представляла тип регулярных оппозиций согласных по признакам «глухой : звонкий : эмфатический (т.е. глоттализованный или веляризованный)»; кроме того, существовала оппозиция согласных по признаку «латеральный : нелатеральный». По мере разделения семитских языков и их развития собственными путями в каждом из них происходят изменения исходного типологического строя. Одни языки сохраняют тип, близкий к исходному, другие характеризуются редукцией фонологической системы, утратой древних флексий и одновременно развитием новых грамматических форм и способов, новыми синтаксическими конструкциями. Таким образом, одни из известных нам семитских языков сохраняют более архаичный строй и типологию, другие характеризуются типологическими инновациями и сильными изменениями синтаксического строя. По признаку архаичности/инновационности все семитские языки могут быть отнесены к одной из трех основных ступеней развития такая их классификация была предложена в 1970-е годы И.М.Дьяконовым.
Дополнительные опцииПопулярные рубрики: |