Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ представляют собой либо литургические тексты, используемые во время богослужения, либо руководства, как этими текстами следует пользоваться. Тексты литургических книг подразделяются на основную часть, где содержится неизменяемый устав богослужебных книг, и изменяемую часть с молитвами, которые меняются в соответствии с праздником или днем календаря. Неизменяемые элементы содержатся в Евхологии, или Служебнике, и в Часослове, книге служб суточного круга. Молитвы подвижного, изменяемого цикла находятся в Триоди постной, Триоди цветной и Октоихе. Фиксированный цикл молитв для поминовения святых, дни празднования которых распределены на все дни календарного года, содержится в двенадцатитомной Минее. Чтение отрывков Нового Завета используется в обоих циклах и собраны в двух книгах: Апостоле и Евангелии. Типикон является сводом, уставом, который упорядочивает использование богослужебных книг в соответствии с праздниками церковного года. Изложить изменяемую и неизменяемую части в одной книге так, чтобы каждая церковная служба содержалась в полном составе, крайне сложно, потому что богослужение ежедневно изменяется в некоторых своих частях в соответствии с подвижными праздниками. Для изложения всех служб одного года потребовались бы сотни томов. Именно в связи с этим обстоятельством предпринято описанное выше разделение богослужебных книг. Все богослужебные книги Православной церкви имеют древнее происхождение. Сведения о них имеются уже в дошедших до нас сочинениях 3 в. В основном создание богослужебных книг было завершено к 9 в., но их дополнение новыми произведениями богослужебной поэзии и редактура шли на протяжении всей истории церкви. Автором, составившим первый Часослов, считается преподобный Савва Освященный (6 в.). Позднее в его состав вошли песнопения, приписываемые традицией Иоанну Дамаскину (8 в.) и Феодору Студиту (9 в.). Составителем Октоиха был также Иоанн Дамаскин. Первое объединение служб в минейные сборники связывается с именами Софрония, патриарха Иерусалимского, и Иоанна Дамаскина, а составление Триодей с именами Иосифа и Феодора Студитов. Служебник и Часослов заключают в себе тексты общественного богослужения, которые читаются и поются постоянно или чаще других. Это молитвы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, литургии и часов. Службы вечерни и утрени излагаются в них в полном составе, с той разницей, что в Служебнике находятся молитвы, произносимые священником и диаконом, а в Часослове чтецом и певцами. Неизменяемые молитвословия литургии содержатся только в Служебнике, а неизменяемые молитвы часов, повечерия и полунощницы заключены в Часослове. Служебник содержит в себе тексты трех литургий, совершение которых принято в Православной церкви: литургии Иоанна Златоуста, литургии Василия Великого и литургии Преждеосвященных даров. Дополнительная часть Служебника содержит молитвы, читаемые на службах суточного круга, например, чин литии по усопшим, совершающийся после вечерни и утрени, или молитвы по причащении. Для удобства пользования книгой в ней даются краткие изменяемые молитвословия, которые произносятся священником и диаконом на вечерне, утрени и литургии. Поскольку в конце литургии принято поминать святых, празднование памяти которых приходится на день службы, то в Служебнике печатается также Месяцеслов святых указатель дней их памяти. |
|