Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
ЯМВЛИХ |
ЯМВЛИХ
(ок. 280 330 н.э.), греческий философ, основатель т.н. сирийской школы неоплатонизма. Родился в Халкиде в Сирии, учился у Порфирия в Риме, вернулся в Сирию, где проповедовал учение Плотина. Ямвлих автор многочисленных сочинений, среди которых до нашего времени дошли трактаты О пифагорейской жизни, Увещание к философии, Теологумены арифметики, О египетских мистериях и др. Многие произведения Ямвлиха не сохранились (О душе, О богах, ряд комментариев к платоновским диалогам), хотя о них упоминают и его современники, и позднейшие комментаторы (Прокл, Дамаский, Стобей). Ямвлих один из основоположников традиции комментирования диалогов Платона.
Учения Ямвлиха представляют собой попытку практического приложения неоплатонических идей о мировой иерархии и Едином. В учение Плотина о Едином Ямвлих вводит различение совершенно непостижимого, не подлежащего наименованию или суждению абсолютно трансцендентного Единого и, кроме того, Единого как основы и источника всей последующей мировой иерархии, а также как Блага (для Плотина Единое было тождественно Благу, у Ямвлиха Единое в первом его понимании выше Блага). Наивысшими порядками в нисходящей от Единого иерархии Ямвлих полагает мир идей (мыслимое), мир мыслящих существ (мыслящее Нус, жизнь, Демиург). Ниже последнего расположена надмировая Душа, затем внутримировые души. Продолжая классификацию, Ямвлих насчитывает несколько сотен богов, демонов, ангелов и героев «народной религии», выстраивающихся в иерархические порядки, часто применяя триадический принцип. Ямвлих добавляет к видам добродетелей, описанных у Порфирия (а именно добродетелей «политических» и «катартических», т.е. связанных с освобождением от страстей), добродетели «теоретические», благодаря которым душа обращается к Нусу (Уму) и созерцает его и нисхождение иерархических порядков. Последний вид Порфириевых добродетелей, добродетели «парадигматические», Ямвлих трактует как способ отождествления души с Нусом (по Порфирию, месторасположением идей и прообразом, парадигмой всех вещей). Наивысшим же видом добродетели, стоящим над рядом из первых четырех видов добродетели (у Порфирия их было только три), следует считать добродетели священнические, т.е. веру в богов, благодаря которой достигается экстатическое отождествление (единение) с Единым. Чтобы общаться с богами и демонами, более того, воздействовать на них, вынуждая к определенным поступкам, необходимы знания о правильных способах и приемах жертвоприношений, молитвы, о мантике и теургии, о предсказаниях, пророчествах, заклинаниях, об освобождении от всего чувственного и т.п. По Ямвлиху, человек обладает врожденным непоредственным знанием о богах, которое дано ему вместе с врожденным внутренним стремлением к Благу (Единому). См. также ПЛОТИН; ПРОКЛ; ПОРФИРИЙ; НЕОПЛАТОНИЗМ.
|
"ЯМВЛИХ" STUDENTS.BY |