Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
КАШЬЯПИЯ (санскр. «школа последователей Кашьяпы»), одна из школ традиционного буддизма, ветвь стхавиравады, основанная, по преданиям, брахманами Кашьяпой и Суваршей (отсюда и другое ее обозначение суваршака) и образовавшаяся, вероятно, во второй половине 3 в. до н.э. Канон текстов кашьяпиев был близок канону дхармагуптаков, сакральным цветом считался красно-черный, символом цветок магнолии. Расцвет кашьяпиев приходится на 14 вв., когда ее последователи основывали монастыри примерно там же, где и дхармагуптаки, на северо-западе Индии, в районе Сиркапа и Таксилы (здесь сохранилась известная надпись), у Пурушапара и в Белуджистане. В Хотане (Центральная Азия) их застали путешественники Сюаньцзан и Ицзин (7 в.), затем они, как и большинство школ традиционного буддизма, прекратили свое существование. Доктрина кашьяпиев известна из энциклопедии учений школ классического буддизма Махавибхаши (2 в.), вместе с сарвастивадой и другими буддийскими школами они участвовали в дискуссиях по проблеме реальности дхарм трех времен. Сарвастивадины настаивали на том, что не только прошлое, но и будущее имеет действительное существование, притом не меньшее, чем настоящее. Это позволяло им, как они полагали, адекватно объяснить такие феномены, как познавательный акт, имеющий много стадий; память, или сознание прошлого; предвидение, или сознание будущего, а также «вызревание» действий закон кармы. Их же оппонентам, прежде всего традиционалистам-стхавиравадинам, казалось не менее очевидным, что прошлого и будущего либо уже нет, либо еще нет (ср. Катхаваттху I.8, где критике подвергаются и те, кто утверждал полную реальность прошедшего и будущего, и те, кто утверждал их частичную реальность). Кашьяпия попыталась найти «выход из кризиса», о котором сообщает Махавибхаша: прошлое действие существует, только пока его плоды находятся в процессе «вызревания» (випака) как только они «вызреют», оно становится уже несуществующим. Имеются сведения, что они обосновывали свой тезис примером: зерно существует до тех пор, пока не появился побег. См. также БУДДА И БУДДИЗМ, ДХАРМАГУПТАКА; ДХАРМЫ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; КАРМА; САРВАСТИВАДА; СТХАВИРАВАДА.
|