Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() КАШЬЯПИЯ (санскр. ![]() Доктрина кашьяпиев известна из энциклопедии учений школ классического буддизма Махавибхаши (2 в.), вместе с сарвастивадой и другими буддийскими школами они участвовали в дискуссиях по проблеме реальности дхарм трех времен. Сарвастивадины настаивали на том, что не только прошлое, но и будущее имеет действительное существование, притом не меньшее, чем настоящее. Это позволяло им, как они полагали, адекватно объяснить такие феномены, как познавательный акт, имеющий много стадий; память, или сознание прошлого; предвидение, или сознание будущего, а также «вызревание» действий закон кармы. Их же оппонентам, прежде всего традиционалистам-стхавиравадинам, казалось не менее очевидным, что прошлого и будущего либо уже нет, либо еще нет (ср. Катхаваттху I.8, где критике подвергаются и те, кто утверждал полную реальность прошедшего и будущего, и те, кто утверждал их частичную реальность). Кашьяпия попыталась найти «выход из кризиса», о котором сообщает Махавибхаша: прошлое действие существует, только пока его плоды находятся в процессе «вызревания» (випака) как только они «вызреют», оно становится уже несуществующим. Имеются сведения, что они обосновывали свой тезис примером: зерно существует до тех пор, пока не появился побег. См. также БУДДА И БУДДИЗМ, ДХАРМАГУПТАКА; ДХАРМЫ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; КАРМА; САРВАСТИВАДА; СТХАВИРАВАДА.
|
![]() |
![]() |