Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
АРЬЯДЭВА |
АРЬЯДЭВА
(санскр. ![]() Самое значительное произведение Арьядэвы I стихотворная Чатухшатака (Четыре сотни стихов), написанная, как и основное сочинение Нагарджуны, «научными стихами»-кариками, сохранившаяся на санскрите (частично), китайском и тибетском, которая делится на две половины. В первой рассматриваются вопросы «практической философии» стратегия преодоления заблуждений (випарьяса), страстей (клеши), привязанностей к житейским радостям. Вся эта часть завершается различением двух уровней истины: на уровне практической истины будды учат тех «любителей дхармы», которые стремится к достижению «заслуги» (пунья) и неба, на уровне истины конечной «пустотности», и различение адептов совершенно оправданно; как с «варварами» (млеччхи) можно говорить только на понятном для них языке, так и с «обычными людьми» можно употреблять только «разговорные понятия». Вторая половина трактата посвящена собственно философским проблемам: критике идей постоянства вещей, существования Атмана, субстанциального времени, ложных взглядов в целом, индрий и их объектов, вере в «крайности» (вроде бытия и небытия вещей), в наличие составных вещей. Завершается трактат изложением концепции «пустотности» сущего (шуньята) единственной «положительной» доктрины мадхьямики. Арьядэва I, в отличие от Нагарджуны, уделяет преимущественное внимание критике не столько буддийских оппонентов мадхьямики, сколько ведущих брахманистских направлений его времени вайшешики и санкхьи. Арьядэва не чуждается и проблем «политологии», настаивая на том, что правильное царское правление должно опираться на буддийскую дхарму (ср. некоторые сочинения, приписываемые Нагарджуне, например Ратнавали). Если Чатухшатака сохранилась на всех трех основных языках махаяны, то прозаическая Шатакашастра (Трактат в 100 [единицах]) только в китайском переводе. Сохранившаяся первая половина текста посвящена тем же предметам, что и собственно философская часть Чатухшатаки: Атману, единству и множественности, индриям и их объектам, причинности, постоянству вещей и «пустотности».Арьядэве приписывается и множество других произведений. В их числе Акшарашатака (Сотница о непреходящем); логический трактат, посвященный опровержению некорректных модусов среднего термина; шестистишье, где все явления объявляются иллюзорными и проводится разграничение двух уровней истины, о которых шла речь в основном произведении.Влияние Арьядэвы на буддийскую мысль было более чем значительным. На его основное сочинение был написан комментарий Чандракирти. В Акутобхае, предполагаемом автокомментарии Нагарджуны к Мулямадхьямака-карике, цитируется Арьядэва. Значение его сочинений для развития идей мадхьямики в Китае и Тибете считается общепризнанным. Его наследие служит основой японской махаянской секты Санрон. Арьядэва II был мадхьямиком-тантриком, изучал алхимию в Наланде, учился у другого Нагарджуны. По версии Таранатхи, встретился с Нагарджуной, когда тот направлялся к горе Шрипарвата, взошел на нее вместе с ним и достиг совершенства жизненнего эликсира. Поскольку Арьядэва II цитирует Бхававивеку и Камалашилу, наиболее оправданной представляется датировка его жизни в рамках 89 вв.К числу произведений, приписываемых Арьядэве II, относится, в первую очередь, Мадхьямакабхрамагхата (Поражение поисков заблуждений в мадхьямике), представляющая собой преимущественно выдержки из Мадхьямакахридайи и Таркаджвалы Бхававивеки. Вполне оправданна атрибуция ему трактата Джнянасарасамуччая (Выдержки из квинтэссенций знаний), где в форме компендиума излагаются философские доктрины как буддийских, так и небуддийских школ. Арьядэве II приписывается и Читтавишуддхи-пракарана (Специальный трактат об очищении ума), содержащий традиционные для буддистов насмешки над брахманистским ритуализмом: если бы «освобождение» достигалось омовениями в водах Ганга, то самыми «освобожденными» были бы рыбаки, а тем более рыбы, которые проводят там всю жизнь. Текст содержит тантрические идеи, а также заимствования из греческой астрономии. См. также АНАТМАВАДА; БОДХИСАТТВА; БУДДА И БУДДИЗМ; БХАВАВИВЕКА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; МОКША; НАГАРДЖУНА; ПУНЬЯ; ТАТХАТА; ЧАНДРАКИРТИ; ШУНЬЯТА.Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990 Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма. М., 2000
|
"АРЬЯДЭВА" STUDENTS.BY |