Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Монополии. Некоторые виды продукции можно получить лишь из очень ограниченного числа источников. Монополии такого рода создают условия для манипулирования ценами, однако лишь в известных пределах, поскольку стремительный рост затрат потребителей продукта стимулирует поиск товаров-заменителей. Подобные национальные монополии могут основываться на естественных условиях, таких как исключительное владение месторождениями определенных ископаемых или землей необычного плодородия; однако в основе некоторых из них лежит технологический опыт. Международные соглашения, естественно, защищают исключительные патентные права на изобретения лишь в течение ограниченного периода времени. Однако часто удается сохранять технологическую монополию благодаря высоким расходам на научные исследования и, следовательно, необходимости массового производства или овладения комплексным производственным процессом. Картели производителей. Даже если компании из целого ряда стран экспортируют одинаковую продукцию, они вполне способны организовать групповую монополию, объединившись в картель, при условии, что производимая ими продукция обладает высокой ценностью и не имеет приемлемых заменителей. Картель может попытаться фиксировать цены путем соглашения между его членами. Среди всех товаров лишь алмазы ювелирного качества полностью соответствуют указанным критериям, поэтому единственный картель производителей, преуспевший в контроле над ценами, это алмазный картель, управляемый гигантской южноафриканской фирмой «Де Бирс консолидейтед». В 1970-х годах много обвинений выдвигалось против Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК), в связи с резким повышением цен на нефть, однако снижение цен в 1980-х годах показало ошибочность распространенных мнений. Экономические блоки. На структуру торговли оказывают влияние и специальные договоренности между странами, такие как соглашения о зонах свободной торговли или таможенных и валютных союзах. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), образованная в 1948, создала механизм проведения консультаций между промышленно развитыми странами. 15 западноевропейских стран установили между собой более прочные связи и в 1958 объединились в Европейский союз (ЕС). ЕС это нечто большее, чем просто таможенный союз: он обеспечивает свободное перемещение рабочей силы и капитала и проведение общей политики по многим другим экономическим вопросам. Управляемый находящейся в Брюсселе многонациональной комиссией, ЕС обладает выраженными наднациональными и квазиполитическими чертами. В отличие от него, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) ставит перед собой более ограниченные цели. В 1949 социалистические государства (преимущественно европейские) создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). После того как стало ясно, что малые страны Восточной Европы, особенно Чехословакия и Венгрия, сильно зависевшие от внешней торговли, столкнулись с большими трудностями в практическом следовании первоначальной советской доктрине национальной экономической независимости, или «автаркии», значение СЭВ существенно возросло. Многие из проводимых в 1960-х годах в социалистических странах экономических реформ были направлены на восстановление нормальных внешнеторговых отношений и «привязывание» внутренних цен к мировым. СЭВ мало чем мог способствовать достижению этих целей, однако он пытался планировать разделение экономической деятельности между странами-членами и вводить ограниченную взаимную конвертируемость их национальных валют. После краха коммунистических режимов в странах Восточной Европы в 19891991 существование СЭВ утратило смысл, и в июне 1991 он был распущен. Европейскому примеру последовали латиноамериканские страны, которые организовали Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ), позднее трансформированную в Ассоциацию латиноамериканской интеграции (АЛАДИ), и малые страны Карибского бассейна, учредившие Центральноамериканский общий рынок. Однако далеко не очевидно, что две эти ассоциации принесли большую пользу их членам. По политическим причинам прекратилось институционально оформленное экономическое сотрудничество между несколькими странами Восточной Африки Кенией, Танзанией и Угандой. С зонами свободной торговли и таможенными союзами в «третьем мире» связывались большие надежды на расширение рынков для продукции бедных стран, что позволило бы им развивать новые отрасли и воспользоваться экономией от масштабов производства. Однако до сих пор эти надежды так и не оправдались. |
|