Вывести на печать

ДОНАТЕЛЛО (Donatello) (ок. 1386–1466), флорентийский скульптор; его полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccol di Betto Bardi). Вместе с архитектором Брунеллески и живописцем Мазаччо Донателло считается одним из основоположников итальянского Ренессанса.

Первый период. До 1433, который можно считать концом первого периода творчества Донателло, он работал в основном над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Вероятно, ок. 1406–1408 он выполнил две фигуры молодых пророков, помещенные над северным порталом собора; впоследствии этот портал был украшен также мраморным рельефом Нанни ди Банко, одного из наиболее талантливых скульпторов, работавших с Донателло на раннем этапе его творчества. Вскоре после создания фигур пророков Донателло сделал мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая должна была стоять на одном из контрфорсов собора. В этом произведении начинающего мастера уже чувствуется характерное для зрелого периода его творчества стремление к соединению элементов классического и готического искусства. Затем последовали статуи сидящих евангелистов: Иоанна (ок. 1412–1415; ранее находилась сбоку от главного портала, ныне – в левом нефе собора) и Марка на фасаде Орсанмикеле (1411–1413). Около 1417 также для Орсанмикеле скульптор создал одну из своих самых знаменитых статуй – Св. Георгий, позднее перенесенную в Барджелло. Она представляет собой образ юного рыцаря и является первой портретной статуей Донателло. За ней последовали еще более индивидуализированные статуи пророков, предназначенные для украшения кампанилы, среди которых Иоанн Креститель, т.н. Цукконе (Лысый пророк) и Иеремия – образы, наиболее сильные по своей внутренней напряженности и глубине. Из произведений раннего периода следует отметить также бронзовую статую Св. Людовика, находящуюся сейчас в музее Санта Кроче. Ранее она стояла в нише на фасаде Орсанмикеле, оформленной Донателло и Микелоццо в классическом стиле. Ныне эту нишу занимает скульптурная группа Уверение Фомы работы Верроккьо. В тот же период Донателло создал три «живописных» рельефа: Св. Георгий и дракон на пьедестале мраморной статуи Св. Георгий, барельеф Вознесение Богоматери, посланный в Неаполь для надгробия кардинала Бранкаччи, и бронзовый рельеф Пир Ирода для купели сиенского баптистерия.

Второй период. Около 1434, после создания табернакля для старого собора св. Петра и выполнения ряда других заказов, Донателло вернулся из Рима во Флоренцию, где осуществил несколько художественных проектов, в которых преобладали классические тенденции. К 1440 скульптор закончил работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. К 1430-м годам относятся также классически сдержанный рельеф Благовещение для церкви Санта Кроче (т.н. алтарь Кавальканти), Амур из Барджелло. Знаменитая бронзовая статуя Давида, созданная для палаццо Медичи и находящаяся сейчас в Барджелло, обычно приписывается этому наиболее классическому периоду творчества мастера. Эта статуя – первое со времен античности изображение свободно стоящей обнаженной фигуры. Еще одно крупное произведение второго периода творчества Донателло – бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1434–1443).

дальше



ДОНАТЕЛЛО
Первый период
Второй период
Третий период
Четвертый период
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
20/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!