Вывести на печать

ПОКАЯНИЕ, в христианстве, выражение раскаяния в совершенных грехах, позволяющее грешнику надеяться на прощение, даруемое ему в акте отпущения грехов. В католическом и православном богословии покаяние рассматривается как одно из семи таинств.

В древней церкви существовала практика публичного покаяния перед общиной и тайного – перед пресвитером. Во 2–3 вв. была разработана торжественная процедура возвращения в лоно церкви т.н. падших (lapsi) – христиан, отпавших от церкви во время гонений императора Деция (250–251). Раскаявшиеся грешники получали при этом отпущение грехов, однако такое отпущение могло быть получено только раз в жизни. Сложность процедуры публичного покаяния постепенно привела к отказу от нее (подобное покаяние совершалось только в случаях тяжелых прегрешений). Со временем эту практику заменил монашеский обычай «открытия своей совести» настоятелю или духовному наставнику, и в раннесредневековую эпоху на Западе возникает практика покаяния перед священником; на согрешившего могли налагаться суровые епитимьи, сам же акт покаяния допускал повторение.

IV Латеранский собор (1215) обязал верующих ежегодно исповедываться, был сформулирован принцип тайны исповеди. Налагаемые наказания (епитимьи) со временем свелись к духовным упражнениям и делам благочестия, совершаемым под наблюдением священника. Позднее возникло представление, что за прегрешение человек непременно должен подвергнуться временному наказанию либо в этой жизни, либо в чистилище, если он не получил отпущения грехов. В средневековой Европе бытовало мнение, что в случае необходимости покаяние может быть принято и мирянином (например, когда солдаты исповедуются друг другу накануне сражения), а на православном Востоке покаянную исповедь предпочитали приносить монаху, даже если он не был священником.

Три главных акта, совершаемых кающимся и сформулированных католическими теологами, восходят к практике покаяния, принятой в древней церкви; это сожаление (сокрушение) о содеянных грехах, исповедание грехов перед священником и удовлетворение – исполнение наложенных епитимий. При этом исповедник (священник-духовник) обладает властью давать душеспасительные советы, назначать наказания и даровать отпущение грехов. В восточном православии таинство покаяния (исповедь) носит менее формализованный характер, и основной акцент здесь делается на совет исповедника. В эпоху Реформации Лютер сохранил таинство покаяния как одно из средств, позволяющих снискать дар благодати, в качестве индивидуального или публичного акта (аналогичного тем, которые закреплены в литургических формах Римско-католической церкви). Реформатские церкви отказались от индивидуальной исповеди. В Англиканской церкви священник при рукоположении получает власть давать отпущение грехов, решение же о необходимости покаяния принимает сам верующий.

Современное католическое учение. После II Ватиканского собора чин таинства покаяния был пересмотрен, и в 1973 папа Павел VI утвердил новый Чин покаяния (Ordo penitentiae) Римско-католической церкви, в котором при сохранении церковного учения о покаянии была реформирована обрядная сторона таинства примирения с церковью. См. также ИСПОВЕДЬ.



ПОКАЯНИЕ
Современное католическое учение
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
28/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!