Вывести на печать

КАПЕРСТВО, военные действия против военных и торговых судов враждебного государства, осуществляемые частными судами-каперами (нем. Kaper, фр. corsaire, англ. privateer), получившими на то специальное разрешение (каперское свидетельство, фр. lettre de marque). Такая практика возникла не позднее 13 в. В 1242 английский король Генрих III призвал моряков т.н. Пяти портов (Гастингса, Ромни, Хита, Дувера и Сэндвича) причинять французским кораблям всевозможный ущерб. На следующий год капитанам были выданы соответствующие свидетельства с требованием отдавать королю половину добычи. В 1544 Генрих VIII призвал всех английских моряков и судовладельцев атаковать французские корабли, не требуя при этом ни лицензирования, ни доли в добыче. Вполне закономерно, что такая бесконтрольная и крайне выгодная частная война быстро выродилась в заурядное пиратство. Елизавета I даже в мирное время негласно одобряла разбои и грабежи, чинимые английскими пиратами в испанских морях и колониях.

Каперское свидетельство. На протяжении всей истории каперства власти постоянно предпринимали попытки ввести его в законные рамки. В начале 16 в. французское правительство установило строгие правила, предусматривающие, среди прочего, ряд ограничений при нападении на вражеские суда и запрещающие каперам грабить судно прежде, чем оно будет приведено в порт для освидетельствования адмиралтейским судом. Лицензии, выдаваемые каперам, получили название «каперских свидетельств». Первоначально считалось, что эти документы давали право частным лицам присваивать собственность частных лиц другой нации в качестве возмещения ущерба, который они понесли по вине этой нации или ее представителей. После 16 в., как правило, каперские свидетельства уже не подразумевали репрессалий за понесенный ущерб. Они предлагали каперам вознаграждение или проценты с продажи захваченных торговых судов и тем самым побуждали частных судовладельцев участвовать в военных действиях против враждебного государства. Каперская война нередко продолжалась и после того, как имуществу на суше переставала грозить какая-либо опасность.

В силу очевидных причин к каперству прибегали прежде всего страны с более слабым военным флотом, чем у противника, который блокировал вражеские порты и перехватывал торговые суда. В этой ситуации государство, фактически лишившееся военного флота, побуждало частных судовладельцев вооружать свои корабли и нападать поодиночке или небольшими флотилиями на незащищенные торговые корабли противника. Вот почему в эпоху морского владычества Великобритании (которая, впрочем, тоже поощряла каперов) каперство наиболее активно практиковалось Францией и США.

Французское каперство. «Золотым веком» французского каперства принято считать эпоху Людовика XIV (1643–1715). Дать четкую картину французского каперства этого времени очень трудно, поскольку, особенно после поражения французского флота в битве с англо-голландским флотом при Ля-Уг (29 мая 1692) во время войны Аугсбургской лиги (1688–1697), частная и официальная деятельность на море стали взаимно перекрывать друг друга – до полной неразличимости. С одной стороны, знаменитые каперы Жан Барт (1650–1702) и Рене Дюге-Труэн (1673–1736) получали предписания от королевского флота. С другой стороны, в условиях, когда французский флот оказался парализованным, государство нередко ссуживало частным компаниям, занятым каперством, военные суда и даже офицеров – на том условии, что часть прибыли поступит в казну. Многие каперы действовали тогда не поодиночке, а объединялись в небольшие флотилии под единым командованием, имея целью не столько грабеж, сколько достижение военных побед. В любом случае в войне Аугсбургской лиги французское каперство достигло небывалого размаха. Во Франции основными каперскими базами были порты Дюнкерк, Сен-Мало и Байонна, а в Вест-Индии острова Мартиника и Гваделупа, ставшие прибежищем флибустьеров, которые в мирные времена превращались в обыкновенных пиратов. В ходе Семилетней войны (1756–1763) и Войны за независимость в Северной Америке (с французским участием в 1778–1783) французские каперы вновь нанесли серьезный ущерб британской морской торговле. Французская революция фактически уничтожила военный флот как боеспособный государственный институт, поэтому в практически непрерывных войнах с 1793 по 1815 французское каперство вновь стало процветать.

дальше



КАПЕРСТВО
Каперское свидетельство
Французское каперство
Североамериканское каперство
Период Войны за независимость
Война 1812
Парижская декларация
Гражданская война в США
Каперство конфедератов
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
24/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!