Вывести на печать

КОЛОННА, в архитектуре, вертикальная опора, которая имеет вид цилиндрического или многогранного столба и состоит из базы, ствола и капители, а также всякая подобная колонне опора из любого материала.

Наряду с обычным применением в качестве опор колонны использовались и как отдельно стоящие памятники – в культовых и мемориальных целях. Так, несомненно культовым объектом является колонна над Львиными воротами в Микенах. Этруски посвящали отдельные колонны храмов определенным божествам, раскрашивая их в особые цвета. Колонна Траяна в Риме служила императору и надгробием, и памятником. В ознаменование побед, одержанных в морских сражениях, римляне сооружали также ростральные колонны (лат. rostrum, «нос корабля»), украшенные снятыми с вражеских кораблей носами.

Происхождение. Древнейшие из дошедших до нашего времени колонн каменные, однако некоторые исследователи настаивают на том, что им предшествовали деревянные. Так, из дерева были изготовлены колонны Кносского дворца на Крите. Характерные для персидской архитектуры двуглавые капители, возможно, происходят от деревянных столбов с развилкой наверху. В этрусских храмах колонны, как правило, выполнялись из дерева. Впрочем, многие имеющие столпообразные элементы каменные сооружения доисторического человека (менгиры, дольмены, кромлехи) явно возникали самостоятельно, не имея предшественников из древесины.

Египет. Достаточно ранние каменные колонны восьмигранного или шестнадцатигранного сечения обнаружены в храме Амона в Дейр эль-Бахри и в гробницах в Бени Хасане. Позже колонны делали цилиндрическими, зачастую с довольно резким сужением к основанию, по мере же подъема к капители они плавно уменьшались в диаметре. Иногда стволам придавали форму пучков стеблей папируса или лотоса, перехваченных связкой через определенные интервалы. Поверхность круглых стволов нередко покрывали тонкой резьбой в несколько ярусов, изображавшей растения, фигуры людей и животных, иероглифические письмена. Плоские, обычно круглые в плане базы сильно выступали наружу под скруглением ствола. Капителям придавалась форма бутона лотоса, подобного колоколу развернувшегося цветка лотоса, пучков листьев пальмы или папируса, а иногда их комбинации.

Месопотамия и Персия. Как в Ассирии, так и в Вавилонии каменные колонны применялись не слишком широко, тогда как в персидской архитектуре Ахеменидского периода (ок. 550–330 до н.э.) тонкие, широко расставленные колонны представлены в изобилии. У них были высокие базы, прорезанные неглубокими каннелюрами стволы и сложные капители, украшенные волютами, над которыми укреплялись дополнительные консоли в форме сросшихся быков, коней, единорогов или грифонов. Великолепные примеры таких колонн сохранились в т.н. Зале ста колонн в Персеполе.

Греция. В отличие от других разновидностей колонн, дорическая колонна греков была лишена базы. Так называемый энтазис (легкая припухлость, максимум которой приходился на одну треть высоты колонны) достигался за счет плавно нарастающего от основания к капители уменьшения диаметра ствола. Дорическую капитель образуют круглый, подушкообразной формы эхин, в нижней части которого прорезались канавки (т.н. ремешки), и большая лежащая на нем квадратная в плане плита – абак (или абака). Как правило, стволы греческих колонн каннелированы. Греческие колонны, с некоторыми вариациями, были усвоены в римской архитектуре.

Византия. В византийской архитектуре, во многом следовавшей римским образцам, появились любопытные новые формы капители, четырехсторонние и в виде плетеной корзины. Над капителью устанавливался вытянутый вверх прямоугольный каменный блок, своего рода разросшийся вверх абак, зрительно увелчивавший мощь опоры для массивной стены или аркады, шедшей поверху. Капители украшались резными листьями с заостренными краями.

Романская колонна. В романской архитектуре применялись несколько огрубленные версии классической римской колонны. В северной Италии использовались приставные полуколонны возле столбов, несущих свод, и линия такого пилястра продолжалась по поверхности свода в виде его ребра. В южной Италии и на Сицилии в результате смешения византийских, мусульманских и норманнских культурных влияний возникло множество вариантов колонн. Восхитительные двойные колонны клуатра (внутреннего двора) собора в Монреале (Сицилия) имеют то простые, то закрученные, то ломаной формы орнаментированные стволы, на которых покоятся массивные арки. Романская эпоха породила также мощное обрамление т.н. перспективных порталов, образуемых за счет ступенчатых отступов и чередования тонких круглых пилястр и квадратных стоек, которому соответствуют отступы уменьшающихся в размере арок сверху. Множество примеров такой формы обнаруживается в Италии, Франции, Германии и Англии.

В романском зодчестве Франции продолжалась традиция использования приставных полуколонн, сопряженных с членениями свода, сложившаяся в северной Италии. Формы колонн все еще отражают влияние Рима, особенно на юге, что великолепно демонстрирует грубоватое, но чрезвычайно любопытное решение фасадов соборов Сен Трофим в Арле или Сент Жиль (оба построены ок. 1150). В Аквитании возникли капители с резными изображениями библейских сцен, человеческих фигурок и животных.

дальше



КОЛОННА
Происхождение
Египет
Месопотамия и Персия
Греция
Византия
Романская колонна
Колонна в англо-саксонском и норманнском зодчестве
Колонна в готике
Колонна эпохи Ренессанса
Колонна на Дальнем Востоке

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
19/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!