Вывести на печать

ОБРАБОТКА ЮВЕЛИРНЫХ КАМНЕЙ

Гранильное искусство включает огранку и полировку ювелирных камней (рис. 1, 2). Их обработка подразделяется на изготовление кабошонов, собственно огранку (фасетную) и гравирование, или резьбу по камню. Кабошон – наиболее древний и простой способ обработки: верхней части камня придается округленная форма. Фасетная огранка (от франц. facette – грань), заключается в нанесении на камень определенного количества плоских гладких граней. Этот процесс требует математической точности и большого мастерства. Гравированные камни (или геммы) подразделяются на интальи с углубленным изображением и камеи с выпуклым рельефом (рис. 3, 4).

Фасетная огранка используется главным образом для прозрачных камней с ярким блеском, таких, как алмаз и изумруд; при этом лучше выявляется их сокровенная красота и достигается максимальная игра света. Непрозрачные и полупрозрачные камни обычно обрабатывают в виде кабошона, из них изготавливают также бусины округлой или цилиндрической формы.

Искусство симметричной огранки алмазов развивалось веками, начиная от простой полировки естественных граней кристалла и кончая современной американской бриллиантовой огранкой, которая максимально усиливает природные достоинства этого камня (рис. 5, 6). Окрашенным драгоценным камням, таким, как изумруд, рубин и сапфир, придается ступенчатая огранка – квадратная или прямоугольная. Огранка алмазов – совершенно особый вид обработки, развившийся в самостоятельную отрасль индустрии, поскольку чрезвычайно высокая твердость алмаза требует специальных навыков и применения гранильных станков и технических устройств (рис. 7), которые не нужны при обработке более мягких ювелирных камней.

ИСКУССТВЕННЫЕ ЮВЕЛИРНЫЕ КАМНИ

Изготовление заменителей драгоценных камней известно с глубокой древности. Египтяне преуспели в имитации некоторых камней (например, лазурита); римляне изготавливали в больших количествах искусственный жемчуг. Одно время в Европе в большой моде были стеклянные имитации драгоценных камней, называемые стразами. В наши дни драгоценные камни и некоторые используемые в технике минералы получают искусственным путем.

Существует пять типов искусственных ювелирных камней: 1) культивированный жемчуг, выращенный в результате искусственного внедрения в тело устрицы-жемчужницы инородного предмета; 2) натуральные камни, внешний вид которых (например, цвет) специально улучшен (облагорожен) для повышения стоимости; 3) составные драгоценные камни (дублеты, триплеты), изготовленные из нескольких фрагментов и имеющие в результате этого бльшие размеры и цену; 4) синтетический материал, воспроизводящий оптические и другие физические свойства природного минерала и его химический состав; 5) имитация драгоценного камня, изготовленная искусственным путем и только внешне напоминающая природный драгоценный камень.

Культивированный жемчуг. В Китае уже в 13 в. получали культивированный жемчуг, помещая маленькую фигурку Будды между створкой раковины и мантией пресноводного моллюска. Это вызывало раздражение, и моллюск старался залечить травму, обволакивая мешающий предмет слоем жемчуга. В 1894 в Японии начались эксперименты, в ходе которых перламутровые шарики прикреплялись изнутри к створке раковины жемчужницы, где образовывался жемчуг в виде полусферы (блистер). Круглый жемчуг, полученный подобным способом, впервые появился на лондонском рынке в 1921.

Новообразованная (естественным путем) часть культивированной жемчужины обычно очень тонка. После просверливания такой жемчужины в нее иногда добавляется розовый краситель. Рентгеновский метод позволяет отличить культивированный жемчуг от натурального, но опытный торговец драгоценными камнями в большинстве случаев может их различить и по внешнему виду.

Облагороженные ювелирные камни. Хотя внешний облик многих ювелирных камней может быть изменен путем химического, термического или радиоактивного воздействия, лишь немногие из них систематически облагораживают в коммерчески значимых количествах. В Германии окрашивают агат и другие разновидности халцедона. В Бразилии кристаллы дымчатого кварца и аметиста подвергают термообработке, превращая их в цитрин от светло-желтого до густого золотисто-оранжевого цвета. Такие камни поступают на рынок под названиями «бразильский топаз», «мадейра-топаз» и др.

В Таиланде из коричневых цирконов методом термообработки получают бесцветные, напоминающие алмаз камни – голубые (старлит) и золотистые (жаргон). Аквамарин для увеличения интенсивности окраски нагревают. Алмазы для придания им зеленого цвета облучают на циклотроне (хотя не редкость и природные зеленые алмазы). Предпринимаются разнообразные попытки улучшить или восстановить цвет бирюзы.

назад   дальше



ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
Природа драгоценных камней
Химический состав
Физические свойства
Ощущение
Плотность
Твердость
Прочность
Спайность
Электризация и полярность
Оптические свойства
Цвет
Блеск
Светопреломление
Дихроизм
Поляризация
Астеризм
Люминесценция
Происхождение драгоценных камней
Распространение драгоценных камней
ОБРАБОТКА ЮВЕЛИРНЫХ КАМНЕЙ
ИСКУССТВЕННЫЕ ЮВЕЛИРНЫЕ КАМНИ
Культивированный жемчуг
Облагороженные ювелирные камни
Составные камни
Искусственные драгоценные камни
Подделка драгоценных камней
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
19/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!