Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
ПОЛИГРАФИЯ, |
ПОЛИГРАФИЯ,
техника многократного получения одинаковых изображений (оттисков) путем переноса красочного слоя с печатной формы на бумагу или другой материал. Собственно процесс переноса изображения с печатной формы на бумагу называется печатанием. Но это только один из процессов изготовления печатной продукции; основные процессы полиграфии набор, изготовление печатной формы, печатание и брошюровочно-переплетные работы.
В полиграфии применяются три основных способа размножения текста и иллюстраций: высокая, глубокая и плоская печать. Высокая печать самый старый из них. Как на то указывает само название, при таком способе печатающими являются рельефные элементы печатной формы, возвышающиеся над непечатающими (пробельными) элементами. Печатание осуществляется, когда печатающая поверхность, покрытая краской, прижимается к бумаге. При глубокой печати печатающие элементы печатной формы, наоборот, заглублены. Краска наносится на всю поверхность формы, а затем стирается так, что остается только в углублениях, соответствующих изображению. Когда к форме глубокой печати прижимается бумага, краска переходит из углублений на бумагу подобно влаге, впитываемой полотенцем. Печатающие и пробельные элементы формы плоской печати расположены на одном уровне. Этот метод, к которому относятся офсетная печать и литография, основан на различиях в смачиваемости разных участков поверхности. Поверхность формы химически обрабатывается так, что печатающие элементы смачиваются краской, а пробельные ее не принимают. Типографский шрифт изготовляют в виде отдельных литер разных размеров и гарнитур и поставляют в виде комплектов, содержащих все прописные и строчные буквы, цифры и знаки препинания одного размера и одной гарнитуры. Высота (кегль) шрифта измеряется в неметрических единицах типографских пунктах. В России стандартный размер пункта равен 0,376 мм. При монотипном наборе в России пользуются англо-американским пунктом, равным 0,3528 мм (1/72 дюйма). Машинный набор. Машинный набор выполняется, конечно, быстрее ручного. Существуют три основных вида наборных машин для высокой печати: строкоотливные, буквоотливные и крупнокегельные строкоотливные. Все они на самом деле не производят набор типографского шрифта, а отливают шрифт из расплавленного металла.Строкоотливные наборные машины (линотипы и интертипы) набирают текст в виде монолитных металлических строк с рельефной печатающей поверхностью. Каждая такая машина состоит из клавиатуры, магазина и отливного и разборочного аппаратов. При нажатии клавиши с обозначением буквы из магазина выбирается металлическая матрица, которая служит литьевой формой соответствующей буквы. Из матриц составляются целые строки, которые затем механически переносятся в отливной аппарат. Здесь матрицы заливаются расплавленным металлом, и он быстро остужается. Отлитая строка выталкивается из машины, после чего разборочный механизм возвращает матрицы в магазин. Перед отливанием строки механически выполняется ее выключка, т.е. приведение к заданной длине при помощи пробельных пластинок шпаций. Буквоотливная наборная машина (монотип) состоит из клавиатурного и отливного аппаратов. При нажатии клавиши на бумажной ленте пробивается кодовая комбинация отверстий, соответствующая данной букве. В отливном аппарате, где имеются матрицы для всех букв, по бумажной ленте автоматически отливается набор. В крупнокегельных строкоотливных машинах машинный набор сочетается с ручным. Собранные вручную строки из матриц вводятся в отливной аппарат, в котором отливается набор. Быстрота выполнения не единственное преимущество машинного набора перед ручным. Он еще и проще во многих отношениях. Например, набор, осуществленный машинным способом, и разбирается механически, а не вручную. Кроме того, поскольку при машинном наборе шрифт каждый раз отливается заново, отпадают трудности, связанные с постепенным износом шрифта.
Клише.
Кроме текста, печать имеет дело с иллюстрациями. При высокой печати иллюстрации воспроизводятся с помощью специальных форм высокой печати клише. Это твердые печатные формы, которые могут изготавливаться вручную, но чаще выполняются фотомеханическими и электромеханическими методами.
В зависимости от характера изображения клише могут быть штриховыми, полутоновыми и комбинированными. Штриховые клише, как на то указывает их название, применяются для воспроизведения рисунков, выполненных пером, рукописного текста, чертежей, графиков и других аналогичных оригиналов. При фотомеханическом методе изготовления воспроизводимую иллюстрацию фотографируют и полученный негатив помещают на металлическую пластину, покрытую растворимым в воде фоточувствительным материалом. Свет от мощной лампы, проходя через прозрачные участки негатива, вызывает задубление (затвердевание) покрытия. Покрытие же под непрозрачными участками негатива сохраняет растворимость в воде и вымывается, оставляя чистую металлическую поверхность. После этого всю поверхность пластины подвергают воздействию кислоты, но травление происходит только на участках, не защищенных задубленным покрытием, в результате чего и возникает необходимый рельеф.
Штриховые клише проще и дешевле других, но они пригодны только для воспроизведения иллюстраций, состоящих из линий и сплошных темных участков. Для передачи же фотоснимков, рисунков и других изображений, содержащих разные уровни серого цвета, применяются полутоновые клише.
Поскольку печатная машина может наносить лишь ровный слой краски, для передачи полутонов изображение на иллюстрации фотографическим методом разбивают на отдельные точки. Для этого на фотографическом этапе процесса на оригинал иллюстрации накладывается растр оптический прибор с сеткой из непрозрачных черных линий. Растр разделяет изображение на точки, размер которых изменяется в зависимости от интенсивности воспроизводимого тона в том или ином месте. На темном участке изображения растр дает крупные темные точки, а на светлом мелкие, более удаленные друг от друга. На основе полученного негатива изготовляется клише таким же способом, как и штриховые клише.
Комбинированные клише необходимы для воспроизведения иллюстраций, подобных, например, рисунку пером с наведенными тенями. В таких случаях используются элементы обоих указанных выше способов изготовления клише.
Размеры рамы для заключки определяются числом и размером печатных форм, которые будут в ней закреплены. Если, например, для одной тетради нужно восемь полос (страниц), то печатник заключит четыре из восьми однополосных печатных форм в одной раме, а остальные четыре в другой. С каждой из двух четырехполосных печатных форм будет сделан оттиск на разных сторонах одного листа бумаги. После однократного фальцевания (складывания) запечатанного листа по горизонтали и вертикали будет получено восемь полос. При многополосном печатании необходимо располагать отдельные печатные формы полос так, чтобы после печатания и фальцевания оттиски полос шли в тетради в нужном порядке. Такое расположение называется схемой спуска полос.
При изготовлении гальваностереотипов под прессом делают отпечаток оригинальной формы на листе воска, пластика или свинца. Затем на отпечаток пульверизацией раствора наносят соединение серебра и помещают его в электролитическую ванну, где на поверхности отпечатка наращивается слой меди. Этот слой меди, закрепленный на толстой свинцовой подложке, и образует долговечную печатающую поверхность.
Литейный способ дает самые дешевые стереотипы. На оригинальную печатную форму накладывают тонкий (1 мм) лист многослойного картона и на прессе получают с нее матрицу. Затем матрицу металлизируют с поверхности путем пульверизации расплавленным металлом, который по остывании и образует копию печатающей поверхности.
Пластмассовые стереотипы можно изготавливать фотографическим методом или прессованием. В первом случае техника такая же, как и при фотомеханическом изготовлении клише, причем фоторепродукционным оригиналом служит оттиск оригинальной формы. Во втором стереотип получают с матрицы (из материала с полимерной пропиткой) оригинальной формы методом прессования термопластичной пластмассы или резины.
Плоскопечатная машина может быть не только однокрасочной (описанной выше), но и двухкрасочной или двухсторонней. Двухкрасочная плоскопечатная машина действует так же, как и однокрасочная, с той разницей, что она агрегатирована из двух отдельных печатных секций, каждая со своими печатным цилиндром и красочным аппаратом. После того как напечатана одна форма, бумага переносится передаточным цилиндром ко второму печатному цилиндру для печатания со второй формы. Таким образом, бумага запечатывается дважды с одной стороны.
Двухсторонняя плоскопечатная машина, в отличие от описанных выше, запечатывает обе стороны бумаги за один проход. В конструктивном отношении она сходна с двухкрасочной плоскопечатной машиной, но не имеет передаточного цилиндра. После первого печатания бумага освобождается от захватов печатного цилиндра, переворачивается и захватывается вторым печатным цилиндром для печатания второй формы на другой стороне. Ротационные печатные машины делятся на секционные и планетарные (с одним общим печатным цилиндром), а также на листовые и рулонные. Рулонные машины печатают на непрерывно подаваемом бумажном полотне, которое уже после печатания разрезается на отдельные листы. Производительность ротационных машин, как правило, выше, чем у плоскопечатных.
В секционной ротационной машине для каждого печатаемого цвета предусматриваются свои красочный аппарат, формный цилиндр и печатный цилиндр. Если, например, машина четырехкрасочная, то в нее входят четыре такие печатные секции. Бумага проходит все четыре секции последовательно.
В планетарной же ротационной машине вокруг одного общего печатного цилиндра расположено до пяти (по числу печатаемых цветов) красочных аппаратов и столько же формных цилиндров. Бумажное полотно, протягиваемое вращающимся печатным цилиндром, проходит от одного формного цилиндра к другому, и каждый из них дает свой оттиск до полного завершения цикла печатания.
Существуют три основных вида набора для офсетной печати: металлический набор, набор на наборно-пишущих машинках и фотонабор.
Наборно-пишущие машинки наиболее распространенная (из разработанных в прежние годы) техника получения фоторепродуцируемого оригинал-макета без металлического набора. Электрические пишущие машинки с типографским рисунком шрифта, в которых краска с красящей ленты переносится литерой на бумагу, дают оригиналы для репродуцирования в отраженном свете. Набор на наборно-пишущих машинках может сочетаться с фотонабором.
Фотонабор основан на фотографическом процессе (с очень коротким временем экспонирования), при котором знаки по одному экспонируются на фотопленке или стабилизирующейся фотобумаге. Он может быть компьютеризован и требует оборудования двух видов: ленточного перфоратора с клавиатурой и фотонаборной машины, управляемой перфолентой.
Одна фотонаборная машина может работать с несколькими перфораторами. При нажатии клавиши перфоратор набивает на бумажной ленте кодовую комбинацию отверстий соответствующего типографского знака.
На фотонаборных установках с ручным обслуживанием выключку строк, т.е. подгонку их к заданной длине, выполняет оператор. Для этого он следит за показаниями счетчика, который регистрирует занятую и свободную части длины строки. Компьютеризованные же установки не требуют такой построчной выключки. Оператор полностью концентрирует свое внимание на непрерывно набираемом тексте, а информация с перфоленты вводится в компьютер с установленной в нем программой автоматической выключки до стандартного формата.
Современные фотонаборные машины это скоростные устройства, конструкция которых позволяет использовать сразу несколько операторов, работающих параллельно на клавиатуре ленточных перфораторов. Принято разделять их на машины трех «поколений».
Машины первого поколения представляют собой простые фотомеханические устройства. Вводимая перфолента задает положение матричной рамки, конструктивно схожей с матричной рамкой магазина буквоотливной наборной машины. Основное различие в том, что здесь матричная рамка содержит не матрицы для отливки литер из металла, а фотонегативы типографских знаков. Когда перфолента вызывает ту или иную букву, матричная рамка механически устанавливается в положение, при котором эта буква может быть экспонирована в нужном месте фотобумаги или фотопленки. Кегль шрифта изменяется перемещением оптической увеличительной системы.
В машинах второго поколения, наиболее распространенных в настоящее время, имеется дисковый или барабанный шрифтоноситель, по окружности которого напечатаны прозрачные буквы алфавита. При вращении шрифтоносителя вводимая перфолента запускает экспонирующее устройство, которое дает световую вспышку в тот момент, когда нужная буква оказывается на пути света. При экспонировании свет, несущий изображение буквы, проходит через увеличительную систему, положением которой определяется кегль шрифта. В ходе экспонирования шаговый механизм определяет ширину буквы и передвигает фотопленку или фотобумагу в положение для экспонирования следующей буквы. Производительность фотонаборных машин второго поколения намного выше, чем первого, и составляет от 20 до 600 знаков в секунду и более.
Машины третьего поколения это высокоскоростные установки с электронно-лучевой трубкой, не имеющие деталей, которые совершали бы механическое движение во время набора. В таких установках все знаки хранятся в форме шрифтовых комплектов в памяти компьютера. Когда они вызываются вводимой перфолентой или магнитной лентой, компьютер выводит их на экран монитора. С помощью оптической системы знаки моментально регистрируются на фотоматериале. Кегль шрифта регулируется электронными средствами, производительность может составлять от 100 до 10 000 знаков в секунду в зависимости от требуемого качества печати.
По завершении набора экспонированный фотоматериал (пленка или бумага) остается в светонепроницаемой кассете. Фотопленка проходит химическую обработку в темном помещении, и полученный негатив непосредственно используется для изготовления печатной формы. На фотобумаге же после обработки получаются гранки текста, подобные пробному оттиску.
При изготовлении печатных форм используются репродукционные оригиналы трех видов: штриховые, полутоновые и цветные. Штриховые оригиналы, подобно штриховым клише для высокой печати, содержат лишь линии и темные участки без полутоновых градаций. Они служат для воспроизведения репродуцируемых оттисков, фотонаборных гранок на бумаге, графиков, рисунков пером и пр. Полутоновые же офсетные оригиналы, как и полутоновые клише высокой печати, содержат до 3045 переходов тона от насыщенного до нулевой плотности.
При изготовлении штрихового или полутонового репродуцируемого оригинал-макета обычно выполняется фотомонтаж. Все штриховые оригиналы наклеиваются на листы плотной бумаги в том положении, в каком они должны быть на окончательно запечатанном листе. Результатом такой операции, аналогичной постраничной верстке текста в случае металлического набора, является смонтированный оригинал-макет всего типографского заказа. Этот оригинал-макет фотографируется как единое целое.
После экспонирования в репродукционном фотоаппарате штрихового оригинал-макета в фотоаппарат помещается полутоновый оригинал, и фотоаппарат устанавливается на размер. Чтобы воспроизвести полутоновый оригинал, его необходимо преобразовать в изображение из полутоновых точек. Это осуществляется с помощью полутонового растра, как описывалось выше. Затем штриховые и полутоновые негативы совмещают по соответствующей схеме спуска так, чтобы впоследствии они оказались в правильном положении на запечатанном листе бумаги. После этого негативы переносятся на монтажный лист, который становится носителем всех негативов, используемых при изготовлении офсетных печатных форм.
Цветоделительная съемка требует четырехкратного экспонирования оригинала на отдельные фотопленки. Первая экспозиция делается через красный светофильтр, который пропускает только голубой, или синий, свет от оригинала. Вторая экспозиция делается через зеленый светофильтр, и регистрируется только красный, или пурпурный, свет. При третьей экспозиции регистрируется только желтый свет через синий светофильтр. Четвертая экспозиция, для черного цвета, состоит из трех частичных экспозиций: одной через красный светофильтр, другой через зеленый и третьей через синий. По четырем цветоделительным негативам изготавливаются офсетные формы, по одной для каждой краски. При последовательном печатании эти формы точно воспроизводят цветовой состав оригинала.
Поверхностные формы это действительные формы плоской печати: их печатающие участки расположены на одном уровне с непечатающими. Защитное светочувствительное покрытие может наноситься наливанием в центре формы с последующим вращением для выравнивания либо накатыванием. Выпускаются также формные материалы с заранее нанесенным светочувствительным защитным слоем. Поверхностные формы обычно применяются в тех случаях, когда тираж не превышает 45 000.
Формы глубокого офсета обрабатываются так же, как и поверхностные, но их непечатающие участки заглубляются химическим травлением. Благодаря этому такие формы более тиражестойки, чем поверхностные, и выдерживают до 500 000 оттисков.
Биметаллические формы состоят из двух слоев разных металлов, одного очень хорошо смачиваемого краской (например, меди) и образующего печатающие участки, а другого плохо смачиваемого краской (например, неполированного хрома) и образующего пробельные участки. Биметаллические формы четко воспроизводят высококачественные изображения и выдерживают до 35 млн. оттисков.
Листовая офсетная машина может быть однокрасочной и многокрасочной. Многокрасочные машины агрегатируются из отдельных печатных секций (содержащих формный, передаточный и печатный цилиндры) с отдельными красочными и увлажняющими аппаратами по числу печатаемых красок. Бумага переходит из одной секции в другую, и полный оттиск получается последовательным наложением красок. Порядок наложения красок определяется конкретной спецификацией заказа. Чаще всего они накладываются в таком порядке: желтая, красная, синяя, черная.
Одной из типичных разновидностей ротационной офсетной машины является двухсторонняя листовая машина. В ней имеются два формных и два передаточных цилиндра. На обоих формных цилиндрах закрепляется по печатной форме, и красочные изображения переносятся с форм на соответствующие передаточные цилиндры. Бумага зажимается между передаточными цилиндрами, и красочные изображения переносятся с них на разные стороны бумажного листа. При этом один передаточный цилиндр играет роль печатного цилиндра для другого.
Еще один вид листовой офсетной машины плоскопечатная машина. Здесь форма плоской печати и бумага располагаются на талере машины. Над талером движется каретка с передаточным цилиндром, увлажняющим и красочным аппаратами, которая за один проход увлажняет поверхность формы, накатывает на нее краску и переносит красочное изображение на передаточный цилиндр, а с него на бумагу.
Рулонные офсетные машины разделяются на секционные, двухсторонние и планетарные. Секционные, подобно многокрасочной листовой машине, состоят из нескольких секций (по числу печатаемых красок), печатающих каждая свою краску на одной стороне бумажного полотна. В двухсторонней машине передаточный цилиндр одной секции служит печатным цилиндром для передаточного цилиндра другой, так что за один прогон бумажное полотно запечатывается с обеих сторон. В планетарной машине красочные секции группируются вокруг общего печатного цилиндра. Печатание осуществляется при прохождении бумажного полотна между ним и передаточными цилиндрами отдельных секций.
Перенос фотографического изображения с фотопленки на формный цилиндр осуществляется с использованием светочувствительного промежуточного слоя так называемого резиста. Один из самых обычных резистов сенсибилизированная желатиновая «пигментная бумага». Свет мощной лампы направляется через фотопленку на кислотостойкую пигментную бумагу. Под действием света желатиновое покрытие задубливается. Там, где света меньше, т.е. на темных участках, желатина задубливается в меньшей степени, чем на светлых.
После экспонирования пигментная бумага накладывается на формный цилиндр и незадубленный резист вымывается. Цилиндр помещают в кислотную ванну, в которой печатающие участки вытравливаются на глубину, зависящую от количества задубленного резиста, оставшегося на цилиндре. В результате получается цилиндрическая форма глубокой печати с вытравленными ячейками разной глубины. От глубины ячейки зависит количество заполняющей ее краски, а следовательно, и тон (градация серого) на данном участке печатаемого изображения.
Трафаретная печать отличается универсальностью. Она пригодна для печатания на самых разнообразных материалах, от стекла и металлов до дерева и тканей. К тому же такой процесс позволяет наносить толстые слои краски. Описанный выше ручной процесс трафаретной печати может быть механизирован с использованием плоскопечатных листовых или рулонных машин, которые дают от 200 до 6000 оттисков в час.
В первом варианте на печатную форму, покрытую желатиной, экспонируют негатив через сетку-растр. В светлых местах желатина задубливается под действием света и становится водоотталкивающей, но легко смачивается краской. Изготовленная форма сушится, изгибается и закрепляется на формном цилиндре печатной машины. Здесь она увлажняется валиками увлажняющего аппарата, и красочное изображение переносится на передаточный цилиндр, а с него на бумагу, закрепленную в захватах печатного цилиндра.
Во втором варианте фототипии отпадает необходимость в полутоновых градациях, создаваемых растром. Стеклянная пластинка покрывается связующим веществом и раствором желатины с бихроматом, а затем ее экспонируют через пленочный негатив. На освещенных участках желатина задубливается пропорционально интенсивности проходящего через негатив света. После экспонирования пластинку промывают в водном растворе глицерина; при этом незадубленные участки разбухают сильнее задубленных, вследствие чего происходит изменение поверхности фототипного слоя и формирование пробельных и печатающих элементов, которые создают полную иллюзию тонового изображения на оттиске.
Воспроизводимый печатный материал должен быть выгравирован. На выгравированную форму наносится краска, а ее излишек удаляется, так чтобы краска оставалась только в углублениях формы. Затем на форму накладывается запечатываемая бумага, а сверху другая форма, выпуклости которой точно соответствуют углублениям первой. При натиске бумага одновременно запечатывается и приобретает рельефность.
Фальцовка (операция сгибания отпечатанных листов в тетради заданного формата) может выполняться вручную и на автоматических машинах. В кассетных машинах с высокой производительностью лист подается вращающимися валиками. Дойдя до упора, передняя кромка листа останавливается, но подающие валики продолжают перемещать остальную часть листа. Лист изгибается и образует петлю, которая захватывается фальцующими валиками и уплотняется в сгиб. Фальцевальные машины могут настраиваться на многократную фальцовку либо за одну операцию выполнять фальцовку, перфорирование, продольную резку, склейку и резку до окончательного формата.
В результате резки и фальцовки листов получаются тетради части книги, каждая из которых печаталась на одном листе. Тетради сшиваются в блоки. Поблочное шитье проволокой проводится двумя способами: внакидку и втачку. Издания, скомплектованные вкладкой, сшиваются внакидку. При этом проволочные скобы проходят через сгиб корешка блока извне и загибаются внутри. Блоки, скомплектованные подборкой, сшивают втачку: блок прошивают проволочными скобами на некотором расстоянии (45 мм) от края корешка.
Наиболее распространенный способ потетрадного скрепления блоков шитье нитками, причем нитками можно сшивать и поблочно внакидку и втачку. При потетрадном шитье нитками тетрадь блока прошивается внакидку через корешковый сгиб и скрепляется с предыдущей тетрадью теми же нитками. Более экономична и обеспечивает более прочное скрепление прошивка втачку блока, скомплектованного подборкой, с отступом на 45 мм вдоль всего корешка.
После сшивания книжных блоков производятся прессовый обжим и заклейка корешка. При обжиме уменьшается толщина корешка (увеличившаяся из-за сшивания), что улучшает условия последующей обрезки. Кроме того, при обжиме повышается прочность соединения тетрадей и возрастает монолитность корешка блока. Обжатые блоки обрезают с трех сторон до нужного формата на трехножевых резальных машинах. Для изданий среднего и большого объемов корешки книжных блоков круглят. При этом улучшается внешний вид книги, а также ее раскрываемость. Обработку блока завершают наклейкой на корешок блока упрочняющих элементов (тканевой тесьмы и бумажной полоски).
Последняя операция соединение блоков с переплетными крышками. На форзацы и клапаны марли наносят раствор клея, а затем блок вставляют в крышку. Во избежание коробления переплетенных книг их выдерживают (с нагревом) под прессом до высыхания клея.
Автономные клавиатурные устройства записывают текст для ввода на различных носителях. Устройства оптического ввода сканируют машинописный оригинал, преобразуют изображение в электронные сигналы и регистрируют его. Универсальные оптические сканеры могут читать тексты, выполненные любым машинописным или типографским шрифтом. Текст выводится на монитор, что дает возможность вносить правку и выполнять постраничную верстку непосредственно на экране.
Процессор текстов это программное обеспечение для персонального компьютера, позволяющее вводить, хранить, просматривать, редактировать, форматировать, верстать и распечатывать тексты так же, как это делается со специализированным наборным устройством. Скоростные лазерные принтеры дают качество печати, не уступающее выполненному средствами традиционной полиграфии.
Передача огромных массивов цифровых данных может потребовать много времени. Поэтому применяется метод сжатия (уплотнения) данных. Коэффициент сжатия данных может составлять 8:1, 10:1 и 20:1 в зависимости от требуемой четкости изображения.
Пробный оттиск для проверки окончательно откорректированного изображения ранее всегда делался на печатной машине. Оттиски для внутренней корректуры в ходе полиграфического процесса делались на отдельной установке пробной цветной печати. Оттиски на самой печатной машине дорогостоящи. Если же изготавливать печатные формы и делать оттиски на других машинах, аналогичных производственным, то это требует много времени. Кроме того, оттиск, сделанный на одной машине, может выглядеть иначе, нежели оттиск, полученный на другой и даже на той же самой, но в других условиях. К тому же объем цветной печати столь быстро увеличивается, что требуются совсем иные темпы пробной печати.
От большинства систем пробной цветной печати не ожидается точного соответствия машинным оттискам. В одних используются красители, в других сухие пигменты, используются также пластиковые основания, пластины с покрытием, многослойные изображения на тонких пленках, пигментные тонеры с переносом на специальную подложку. Главными трудностями остаются плохая воспроизводимость пробных изображений, недостаточная исследованность процессов печатания и их низкая контролируемость.
Но есть ряд систем, которые позволяют получать хорошо воспроизводимые пробные цветные изображения в пять раз быстрее, чем на печатных машинах, и притом не ниже, а даже выше качеством. Разрабатываются системы с красящими средствами типа печатных красок для получения пробных изображений на печатном субстрате. Всюду, кроме журнальной рекламы, пробные изображения которой представляются заказчику на утверждение, обычные ранее машинные пробные оттиски в значительной мере вытеснены пробными изображениями, получаемыми на специальных установках.
Глубокая печать всегда была многотиражным печатным процессом. В настоящее время развитие этого способа печати идет в направлении обеспечения его экономичности в области малых тиражей и малых времен производственного цикла, в которой ранее господствовала офсетная печать.
Формные цилиндры глубокой печати чаще всего изготавливались по многотоновым изображениям, которые трудно корректировать и контролировать. Наиболее распространенный метод изготовления таких цилиндров электромеханическое гравирование. При таком методе многотоновые изображения на вращающемся барабане сканируются оптическими головками, сигналы которых подаются на компьютер для преобразования в цифровую форму. Цифровые сигналы управляют резцом с алмазным наконечником, который прорезает в медном покрытии вращающейся заготовки формного цилиндра ячейки разной ширины и глубины со скоростью порядка 4000 ячеек в секунду. С цилиндров обычно делаются пробные оттиски на специальных печатных установках, и они либо корректируются вручную химическим травлением, либо переделываются. Процесс был существенно ускорен и улучшен благодаря применению полутонового гравирования, при котором в электромеханических гравирующих устройствах используются полномасштабные полутоновые изображения (как в офсетной печати), а также установок пробной цветной печати, имитирующих оттиск печатной машины. После таких усовершенствований глубокая печать в настоящее время может конкурировать с офсетной печатью на рынке малотиражных изданий.
Среди других методов изготовления формных цилиндров глубокой печати можно назвать: 1) лазерное гравирование, при котором ячейки переменной ширины и глубины прожигаются в пластмассовом покрытии заготовки формного цилиндра лазерным лучом, управляемым в соответствии с цифровыми данными электронного сканера, электронной системы цветовых допечатных работ или компьютера; 2) применение фотополимера, который становится крайне твердым после освещения и обработки; 3) электронно-лучевое гравирование, при котором на поверхности покрытой медью заготовки формного цилиндра гравируется 100 000150 000 ячеек в секунду, что позволяет уменьшить время изготовления формного цилиндра в 3 раза по сравнению с электромеханическим гравированием.
Правда, в Китае глиняными литерами с рельефными знаками иероглифами пользовались за 400 лет до Гутенберга, а корейцы за 300 лет до него отливали литеры из бронзы. Но такая техника не была распространена в Европе до Гутенберга, вклад которого получил всемирное признание после того, как он напечатал знаменитую библию Мазарини.
Первоначально шрифт отливали вручную шрифтолитейщики, каждый из которых измерял его на свой лад. Но когда выросла целая отрасль полиграфической промышленности, возникла потребность в единообразии, и в 1764 была введена типографская система измерения в пунктах. Ее разработал французский словолитчик П.Фурнье, а позднее усовершенствовал Ф.Дидо, после чего она широко распространилась в промышленности. Этой системой пользуются во многих странах (в т.ч. и в России), кроме Англии, США и некоторых других, где принята несколько видоизмененная система.
Изобретение первой литеронаборной машины в 1823 приписывается В.Черчу, американцу, жившему в Англии. Позднее его машину усовершенствовал Д.Брюс. Но лишь в 1885 О.Мергенталер, изобретатель немецкого происхождения, работавший в США, запатентовал линотип первую практически пригодную строкоотливную машину Первые печатные машины представляли собой ручные деревянные прессы. В Северной Америке на первом таком прессе начал работать в 1638 С.Дей в Кеймбридже (шт. Массачусетс). В 1790 В.Николсон в Великобритании изобрел плоскопечатную машину; приблизительно в 1800 Ч.Стенхоуп построил первую чугунную печатную машину с ручной подачей бумаги; в 1810 Ф.Кениг ввел в действие первую плоскопечатную машину с паровым приводом; в 1827 И.Адамс изобрел тигельную печатную машину с паровым приводом; в 1865 В.Баллок создал первую рулонную печатную машину.
Благодаря успехам Зенефельдера, изготовлявшего высококачественные литографии, литографический способ печати широко распространился по всему миру. Но техника оставалась примитивной, пока во второй половине 19 в. не была изобретена усовершенствованная плоскопечатная машина. Однако изображения приходилось рисовать или вытравливать на каменной форме в зеркально-отраженном виде, чтобы они имели правильный вид после переноса на бумагу. В 1905 А.Рубел в США изобрел офсетную печать и построил печатную машину с переносом изображения с печатной формы сначала на промежуточный передаточный цилиндр, а затем уже на бумагу. В 1906 аналогичную машину разработал и начал выпускать Ф.Харрис.
Хотя офсетная печать заняла ведущее место в мире печати, первоначальная литографская техника Зенефельдера с каменными формами по-прежнему применяется для изготовления высокохудожественных репродукций. |
"ПОЛИГРАФИЯ," STUDENTS.BY |